|
Эстафета Веры Горностаевой – к юбилею пианисткиСудьба пианистки Веры Горностаевой уникальна. Она училась у Генриха Нейгауза, дружила со Святославом Рихтером и Эмилем Гилельсом, с успехом выступала в самых престижных залах. Всемирную известность Горностаевой принесла педагогическая и просветительская деятельность. Французская газета «Le Monde» даже опубликовала специальное исследование под названием «Метод Горностаевой», а Мстислав Ростропович организовывал ее мастер-классы, которые с триумфальным успехом проходили по всему миру. Сегодня Вера Горностаева принимает поздравления с юбилеем. Рассказывают «Новости культуры».Вера Горностаева к своему юбилею относится с юмором. Согласилась его отмечать лишь потому, что консерватория устроила фестиваль «Эстафета Веры», в котором примут участие ученики Горностаевой разных лет. Услышать их выступления – действительно праздник, а юбилей – это лишь формальный повод. «Мой один друг, прекрасный поэт сказал: "Мы не годами возраст меряем, а выражением глаз"», – говорит народная артистка России. Горностаева считает себя счастливым человеком. Великий Генрих Нейгауз называл ее «моей дорогой ученицей Верочкой», Святослав Рихтер звал вместе праздновать Новый год, а Эмиль Гилельс доверил обучение своей дочери. Мария Юдина, Борис Пастернак, Дмитрий Шостакович – список тех, с кем общалась Горностаева, может занять не одну страницу. Оглядываясь назад, Вера Васильевна не может поверить, что ей уже восемьдесят. «Я себя ощущаю человеком в форме, пока я могу преподавать, ездить. Я только что из Ваймара приехала, где я когда-то работала. Меня держит в форме любовь к тому, что я делаю», – заверяет она. Вся жизнь Горностаевой связана с Московской консерваторией. Ей много раз предлагали переехать. Лучшие ВУЗы мира и сейчас жаждут предоставить Вере Васильевне профессорское место. «Менять консерваторию? Вы подумайте только, по коридорам я хожу и знаю, что здесь ходил Рахманинов, Чайковский, Скрябин. Да какая консерватория мне может это заменить?» – говорит Горностаева. Впрочем, нет правил без исключений. В 1990-х Горностаева стала преподавать еще и в Токио. Там для нее специально открыли школу, в которой она дает мастер-классы один месяц в году. На этом настоял Мстислав Ростропович. Однажды в квартире профессора консерватории раздался звонок. «Славочкин типичный голос: "Старуха, слушай, я тебе предложение делаю, от которого ты не имеешь права отказаться"», – рассказывает Вера Васильевна. Сегодня уроки Горностаевой в Японии передаются в эфире одной из крупнейших телекомпаний и становятся достоянием всей страны. В Японии Горностаеву узнают на улицах, к циклу ее программ выпустили специальную книгу, чтобы зрители могли подготовиться. «Там был рассказ обо мне, об ученике, о композиторе. Эта книга продавалась за полгода до начала этого цикла», – поясняет она. В нашей стране еще в советское время Горностаева создала блестящий телевизионный цикл «Открытый рояль». В этих программах она играла и рассказывала о «Лунной сонате» Бетховена, мазурках Шопена, многих других произведениях. Таким образом она приобщала к классической музыке многих людей. Сейчас Вера Васильевна готовится к фестивалю. Многие из его участников придут к ней на урок, в том числе и ее внук Лукас, который учится у бабушки в консерватории. «Вот Ирочка Архипова не разрешала своему внуку называть ее бабушкой, а мне вот очень нравится – бабушка. А сейчас еще и прабабушка», – отмечает она. У музыкантов принято называть своих педагогов «мамами» и «папами». Вера Горностаева в этом смысле рекордсмен. Ее музыкальных детей, внуков и правнуков уже тысячи. Поэтому фестиваль и называется «Эстафета Веры». |