|
75 лет со дня рождения Анатолия Солоницына«Цель творчества - самоотдача». В этой хрестоматийной пастернаковской строке – вся судьба актёра Анатолия Солоницына. Фанатичная преданность работе. Каждая роль – как добровольное самосожжение. Абсолютное перевоплощение при подчёркнутой скупости так называемых «выразительных средств» - он был мастером «немого крупного плана», а это редчайшее актёрское качество. Недаром великий Тарковский, в фильмах которого «говорящее безмолвие» - важнее драматических монологов, называл Анатолия Солоницына своим любимым актёром. 30 августа со дня рождения артиста исполнилось 75 лет. Рассказывают «Новости культуры».Известный факт: он три раза поступал в ГИТИС и трижды не был принят с обидной формулировкой – «в виду профнепригодности». В итоге Отто Солоницын - это настоящее имя актера, окончил студию при Свердловском драмтеатре. Там же, в Свердловске, он и дебютировал в кино. Это, кстати, была первая картина Глеба Панфилова «Дело Курта Клаузевица». Правда, Солоницын после этой роли не проснулся знаменитым. Когда он попал в Москву на пробы к Тарковскому, никто его, в сущности, и не знал. Вадим Юсов, кинооператор: «Был поиск актеров на роль Андрея Рублева, и вдруг возник Солоницын. Каким образом? Гонцы ездили…» Говорят, на роль Андрея Рублева был уже утвержден Станислав Любшин, но легендарный кинооператор опровергает это. По его словам, когда появился Солоницын в коридорах киностудии, худсовет официально еще не одобрил ни одного кандидата на главную роль. Вадим Юсов, кинооператор: «Действительно, до этого мы снимали других актеров … Пробы снимали в Андрониковом монастыре … Холод создавал дополнительные трудности…» Трудности вряд ли пугали Солоницына. Возможно, это миф, но рассказывают, что из-за роли Достоевского в так и не сложившемся телефильме Тарковского, актер был готов пойти на пластическую операцию, чтобы добиться максимального сходства с классиком. А про то, как Солоницын готовился к своим ролям, до сих пор ходят легенды. Чего стоит обет молчания, который длился несколько месяцев! И все это ради Андрея Рублева. Вадим Юсов, кинооператор: «Когда он брал обет молчания, играл сцены ... я забывал …он не отвечает … я был бестактен в этом вопросе. Роль у него растет изнутри, формировалась на основе его душевного трепета. Это удивительное качество, человек не играл роль, а рождал внутри себя». Актер, который умеет молчать в кадре. Кажется, его на крупном плане можно было держать бесконечно. И Достоевского он все-таки сыграл. Картина «26 дней из жизни Достоевского» потрясла фестивальный Берлин. А Солоницыну присудили «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль. Вадим Абдрашитов, кинорежиссер: «Он был универсальным актером, мог делать разные вещи … молчать в кадре. Именно из этого молчания и создавалась роль в "Остановите поезд"». Роль корреспондента в картине Вадима Абдрашитова стала одной из последних для актера, который про себя любил говорить: «Я — романтик. Худой Дон Кихот, который верит в любовь, в честность и верность». |