разработка документов по чс екатеринбург

История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

"Горе от ума". Учитель Сергей Волков о комедии

15 января в 15.15 смотрите телеверсию спектакля Государственного академического Малого театра "Горе от ума". Режиссер Сергей Женовач
Сергей Волков, учитель русского языка и литературы, о комедии "Горе от ума":
Строго говоря, точная дата рождения Александра Сергеевича Грибоедова не известна: одни считают, что это 1795, другие – 1790 . Но эта временная путаница не имеет ровно никакого значения, поскольку Грибоедов принадлежит вечности, пространству культуры, стихии русской речи, в плоть и кровь которой он вошел бессмертными стихами бессмертной своей комедией «Горе от ума». Пушкин, едва познакомившись с текстом комедии, сказал: «О стихах не говорю, половина войдет в пословицу». И был прав. В различных словарях зафиксировано более шестидесяти выражений, пришедших в русский язык из комедии Грибоедова. По-моему - это рекорд среди русских произведений.
Но «Горе от ума» важна каждому читающему по-русски не только меткими сочным языком, но и теми вопросами, которые она ставит, причем не вопросами, связанными с декабризмом, крепостным правом, жизнью после пожарной Москвы, - все эти несомненно важные проблемы и вопросы остаются в истории, и часто при изучении комедии в школе они закрывают собой настоящую, подлинную, очень горячую суть комедии. А она в том, что попытка изменить неустроенное недолжным образом, перестроить его на каких-то разумных началах всегда вызывает агрессию косного большинства и приносит несчастье и разочарование тому, кто эту попытку затеял. А еще и о том, что такое конформизм, как мотив для человеческого поведения, что это такое: вечная борьба, вечный выбор перед разумным приспособленчеством и подлостью, между донкихотской попыткой бросить вызов толпе и защитить свои собственные честь и достоинство. А может быть, пьеса еще и том, как трудно людям, даже созданным друг для друга друг другу объяснить себя, как трудно разрушить барьеры, трудно не жить внутри собственной какой-то внутренней запрограммированности. Посмотрите одну из последних постановок пьесы Грибоедова и подумайте о своей жизни, может быть, она станет вам чуточку понятнее…