|
Светлана Безродная: «Любой конкурс - это бег на короткую дистанцию»Завершился XI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Все лауреаты названы, призы нашли своих обладателей. Самое время подводить итоги. - Светлана Борисовна, расскажите о Ваших ощущениях от конкурса и его юных участников. Кто вас удивил, быть может, покорил, очаровал на этот раз, что это были за чудо-дети? - Как вы полагаете, отличается ли уровень юных исполнителей в этом году от предыдущих конкурсов? Что касается конкурсов. Хотя мой коллега и партнер по жюри Аркадий Шилклопер и говорит, что это не спорт, все-таки музыкальный конкурс – это тоже спортивное соревнование. Уже четырнадцать моих учеников из Центральной музыкальной школы, где мы как раз находились на турах «Щелкунчика», получали награды и становились лауреатами на взрослых смотрах. Им по четырнадцать-пятнадцать-шестнадцать лет, а они уже побеждали в очень серьезных конкурсах – Паганини, Венявского, Чайковского, Баха и так далее. И всегда это были первые и вторые премии. Я сама мастер спорта по спортивной гимнастике, и я всегда настраивала своих учеников таким образом, чтобы они воспринимали это как бег на короткую дистанцию, стометровку. Вообще все дети, участвовавшие во всех одиннадцати конкурсах «Щелкунчик» очень талантливые, очень способные. Но результат всегда очень сильно зависит от выбора произведения на первый, второй, третий туры. Я не говорю, что нужно выбирать на потребу публике, но для самого исполнителя, когда он играет, скажем, с оркестром, гораздо важнее, чтобы он выходил с энтузиазмом, с боевым настроем. А когда выбирается произведение, в котором нужно раскрыть определенную философию, становится уже сложнее. Хорошо, если это сольный концерт и можно устроить себе такой оазис, посвятить часть концерта философствованию, созерцанию. Но когда мы говорим об участии в конкурсе, такое вряд ли можно себе позволить. И снова я возвращаюсь к спорту. Никто из музыкантов со мной не согласится, все говорят, что это не спорт. А у меня выходит, как у Татьяны Тарасовой: мои ученики каждый год получают премии. Не потому, что они самые лучшие. Просто я понимаю, что выбор такого пути – это своеобразный допинг. Музыканты постоянно должны ощущать эти брызги шампанского, и в подготовке тоже. Причем, самое интересное: когда идет уже сам конкурс, мои ребята говорят: «Светлана Борисовна, самое интересное – это подготовка». - Об этом и сегодня говорили все «щелкунчики». Они признавались, что финал для них - это не главное. Важнее то, что было до него. Все материалы о конкурсе>>> |