|
У истоков отечественного телевидения стояли фронтовики«Стоп-кадр» – это название фотовыставки, которая открылась в Москве в Музее современной истории России. Экспозиция посвящена фронтовикам, которые после войны пришли работать на телевидение. Солдаты Великой Отечественной стали журналистами, режиссерами, дикторами, редакторами. Многим из них отечественное телевидение обязано своим существованием. Рассказывают «Новости культуры».Этих людей знала вся страна. Они были лицом Советского телевидения. В послевоенное время слово «звезды» еще не вошло в моду. Тем не менее, по популярности дикторам Центрального телевидения, спортивным и политическим комментаторам, ведущим научных и просветительских программ не было равных. «Вспомнил молодость. Стало стыдно, что мы не ценили то, что рядом друзья, наставники, руководители, редакторы, которые прошли войну. Они нам передавали свой жизненный опыт, профессионализм. И мы не ценили то, что нужно было бы ценить», – признается диктор Игорь Кириллов. Сегодня у всех, кто пришел на выставку «Стоп-кадр», появилась возможность остановить время, повернуть его вспять, вспомнить своих коллег, которых уже нет с нами. «Мы хотели собрать ветеранов войны, которые работали в телерадиовещании, которые были рядовыми войны. Как писал Михаил Рощин в эпиграфе к своей пьесе "Эшелон": "Будь проклята война, наш звездный час"», – говорит президент Академии российского телевидения Михаил Швыдкой. Эта фотовыставка вряд ли могла состояться, если бы девять лет тому назад группа энтузиастов из пяти человек не создала «Музей радио и телевидения в Интернете». Для реального музея просто не нашлось помещения. Тем не менее, за это время музей виртуальный собрал свой архив по истории Советского телевидения. Элитной редакцией в 1960-е годы считалась Литературно-драматическая. Она знакомила всю страну с лучшими российскими музеями, транслировала спектакли ведущих московских и ленинградских театров. «Здесь Николай Пантелеймонович Карцов, который долгие годы был замечательным главным редактором Лит. драмы. Здесь есть Олег Лебедев, Сергей Сергеевич Евлахишвили, Павел Романович Резников. Это замечательные работники – каждый в своей области, уникальные во многом люди. И эти люди были как-то незаметны. Никто не кичился тем, что он участник войны», – показывает руководитель проекта «Музей радио и телевидения в Интернете» Борис Каплан. Ирина Полянская отправилась на войну добровольцем, когда ей исполнилось всего шестнадцать лет. Затем работала в театре, а на Центральное телевидение пришла уже в 1960-е годы. «Я везде продолжала тему войны. В своих воспоминаниях я так и написала: "Я люблю тебя, Армия, юность моя". А потом Юлия Друнина, она оказалась моей однополчанкой, я тоже делала о ней сюжет. Она была у меня ведущая», – рассказывает режиссер Ирина Полянская. Звукорежиссер высшей категории Дмитрий Колотий 37 лет проработал на телевидении, но его работа со звуком началась еще во время войны, в 1944 году. Он был трубачом в полковом оркестре, который находился в Новороссийске. «Когда мы с оркестром проходили по улицам города – а в субботу и воскресенье нас обязательно направляли в город поднимать дух народа, и я до сих пор вспоминаю замечательные стихи: "Эй, музыканты, громче играйте! Радость и счастье в сердце вливайте"», – вспоминает Дмитрий Колотий. Возможно, после закрытия этой выставки виртуальный музей пополнится новыми материалами о войне и воспоминаниями о советском телевидении. |