|
"Гамлет": Петр Вайль о фильмеПетр Вайль, писатель:У каждого поколения - свой «Гамлет». В подвижном современном мире культурное поколение не совпадает с биологическим. Социально-культурные коды сменяются чаще, чем прежде. Вот и получается, что примерно каждые десять лет появляется новый «Гамлет»: самого знаменитого в мире думающего героя заставляют задумываться над сегодняшними вопросами. В принципе, так можно поступить с Пьером Безуховым или Жюльеном Сорелем, так, собственно, и поступают. Но Гамлет - проще и удобнее в обращении. Он всемирно прославлен, безусловно почитаем и очень сценичен. Остается простор для трактовки - приспособления к своим нуждам. Гамлет-Витторио Гасман был несомненным итальянцем, Лоуренс Оливье - англичанином, Максимилиан Шелл - немцем. Но главное - возможность выразить время. Ошеломленно рефлектирующим советским шестидесятником был Гамлет Иннокентия Смоктуновского - точнее, интеллектуальным лидером советских шестидесятников. Действующим и решительным американцем рейгановской эпохи предстал Мел Гибсон. Тони Ричардсон - из поколения британских «сердитых молодых людей», родных братьев американских битников. Он ставил фильмы по культовым произведениям этого движения: «Оглянись во гневе», «Вкус меда», «Одиночество бегуна на длинную дистанцию». На излете того протеста Тони Ричардсон снял своего «Гамлета» - с 30-летними «сердитыми». Из них дальше пошел лишь Клавдий - тогдашний дебютант, нынешняя суперзвезда Энтони Хопкинс. Прочие остались там, где остается то, что сделано для сегодняшнего дня. Фильм «Гамлет» появляется каждые десять лет, вот только сценарист - всегда один и тот же, лучший в истории. 18 января 2005 (22:30) - фильм "Гамлет" (США, 1969), режиссер Тони Ричардсон. |