История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Армянские хачкары – мелодия каменной песни

«Хач» в переводе с армянского означает – «крест», «кар» – «камень». Искусство создания каменных крестов – хачкаров – занимает особое место в культуре Армении. «Они превращают камень в ковер, кружево, сад, песню», – написал однажды об уникальном мастерстве армянских резчиков восхищенный греческий ученый и писатель Мицос Александропулос. На территории Армении насчитывается более десяти тысяч хачкаров. Древнейший датируется 879-м годом нашей эры. Мелодия «каменной песни», передаваемая мастерами из поколения в поколение, не прерывается и в наши дни. Рассказывают «Новости культуры».

На ереванской улице есть мастерская без дверей. Там точит камень Вараздат Амбарцумян. Молотком и зубилом он отсекает все лишнее, и вот – на развороте книги вызревает плод граната. Он использует самый традиционный материал – армянский туф.

«Туф возьмет у тебя болезнь. Для этого наш народ полторы тысячи лет кресты делал из туфа. Я не представляю, что армянин на мрамор молится или гранит», – поясняет скульптор.

Туф – застывшая вулканическая лава. Бывает всех оттенков табачного цвета, красного и черного. Пластичен, податлив. В Армении он есть в изобилии. Из него здесь и ваяют, и строят, из него же вырезают и каменные кресты – хачкары. В средневековом монастыре Гегард можно увидеть хачкары и княжеские – монументальные, вырезанные именитыми мастерами, и монашеские – скромные, высеченные в скале, по обету. Красивейшие кресты стоят у стен монастыря Санаин. Впрочем, их можно найти не только у храмов.

Хачкар – знак памяти, вроде стелы или колонны. Крестом в христианском государстве Армении помечали границы, напоминали о победах или жизни славного мужа. Резной армянский крест – это не распятие, а почти мировое древо. Весь цветет многослойным орнаментом.

«Орнамент на хачкарах, как морщины на лице человека. Каждый камень индивидуален и уникален. Я верю, что если у Армении есть лицо, то и сами хачкары на нем, как морщины или родимые пятна – знаки времени и истории», – замечает Варахдат Амбарцумян. «Наш хачкар для нас это не искусство, это дар Божий. Это как печать над этой землей», – заверяет он.

Мастер Амбарцумян – свободный интерпретатор традиционной формы. Он трудится над хачкаром нового времени. Во внутреннем дворике его дома на столе можно увидеть модерновые эскизы. По образованию Вараздат – дизайнер одежды. Первый камень он вырезал двадцать лет назад, и с тех пор ему не остановиться. На счету уже 450. Не все хранятся в Армении: хачкары Амбарцумяна есть в Канаде, Сибири и Калифорнии, Швейцарии и Италии.

«Два года назад, Тонино Гуэрра сказал, что больше всего в Армении ему понравились хачкары, и вот я сделал один для его коллекции», – отмечает скульптор.

У Вараздата Амбарцумяна за плечами века традиции и любимые мастера. Особо он выделяет Момика – резчика по камню, художника и архитектора монастыря Норованк. Момик жил в XIII веке, но жанр, в котором он блистал, резной крест-камень хачкар живет и сегодня.