История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Наивная живопись Лидии Суворовой-Алферовой

Долгое время отношение искусствоведов к наивному искусству было снисходительным. Признание специалистов оно получило сравнительно недавно. Наивные картины «прописались» сначала в частных коллекциях, затем стали возникать музеи, специализующиеся на наиве. В Москве уже одиннадцать лет существует Музей наивного искусства. За это время у него появились свои фонды. В настоящее время собрание насчитывает более тысячи произведений живописи, графики и скульптуры. Среди них – работы классика наивного искусства Лидии Суворовой-Алфёровой. Рассказывают «Новости культуры».

Наивные художники редко пишут картины на исторические темы. Обычно в своих работах они создают идеальный, сказочный мир, далекий от реальности. Лидия Суворова-Алферова – исключение. Она изображает действительность, в которой прошла ее собственная жизнь.

Молодость Суворовой пришлась на 1920-е годы, когда все были заражены энтузиазмом строительства новой жизни. Алферовой приходилось работать грузчиком и медсестрой, организатором и цензором. В годы Гражданской войны Суворова-Алферова ушла добровольцем в Красную Армию, а в Великую Отечественную оказалась в народном ополчении. Она вспоминала, что всегда «работала в три смены».

«Она была, как вулкан, Везувий, потому что полностью была предана партии, правительству, идее. Вот такой был человек. И она работала, не покладая рук», – говорит директор Музея наивного искусства Владимир Грозин.

Лидия Суворова-Алферова начала писать картины в шестьдесят лет, когда оказалась прикованной к постели – сказалась работа на коксохимическом заводе. Сначала она писала для себя, пока однажды в больнице не познакомилась с профессиональным художником Вячеславом Лопатиным. Он давал ей уроки рисования, а она в знак благодарности написала его портрет. Много картин художница посвятила Волге. Сегодня многие отмечают достоверность этих работ.

«Некоторые историки смотрят и видят, как было. Каков был Саратов в то время, как жили люди в те времена», – замечает Владимир Грозин.

Со временем ее талант оценили не только историки. Картины Алферовой стали собирать коллекционеры, галереи, и Музей наивного искусства не остался в стороне.