История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Военно-исторический музей представляет парадную колесницу XVIII века

Идею величия государства Российского и доблести его воинства воплощает парадная литавренная колесница 1760 года, которую представил сегодня после реставрации Военно-исторический музей Санкт-Петербурга.

В экспозицию старейшего военного музея России вернулся один из самых ценных и красивых экспонатов. Колесница покинула свое место в 2002 году. По случаю ее возвращения в первом зале музея создан новый экспозиционный комплекс.

Экипаж предназначался для вывоза на парадах знамени Первого артиллерийского полка, пожалованного в 1745 году императрицей Елизаветой Петровной. Уникальность знамени состоит в том, что оно стало последним в истории русской императорской артиллерии. В эпоху императора Николая Первого оно получило статус штандарта всей русской артиллерии.

Колесница была изготовлена русскими мастерами по распоряжению графа Петра Шувалова и стала ценнейшим памятником отечественной истории и культуры, образцом декоративно-прикладного искусства XVIII века. Ее конструкция проста в сравнении с бытовавшими тогда экипажами. Кузов исполнен в форме большой раковины и украшен резьбой с орнаментом из пальмовых и акантовых листьев, завитков рокайль, воинской арматуры из знамен, стволов, ядер и гранат. Впереди возвышается фигура двуглавого орла, сзади – скульптура летящей богини Минервы с копьем и щитом. С внешней стороны кузов расписан позолотой, внутри обит красным бархатом.

Экипаж вывозила шестерка одномастных лошадей. Ритуал вывоза знамени на литавренной коляске существовал во многих европейских армиях, но аналога русской колесницы нет ни в одном музее мира.

В 1778 году раритет поступил в Достопамятный зал – предшественник нынешнего музея на Кронверке Петропавловской крепости. Он сразу стал одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его сравнивали с римской колесницей. Так как отправить экспонат в эвакуацию в 1917 году, а затем и в 1941 году, было невозможно, его долго держали в промерзшем сыром помещении. Несколько раз обсуждался проект реставрации памятника, и только пять лет назад это стало реальным.