История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

История Берлинской стены в фотографиях

В Москве, в Центральном «Манеже» открылась фотовыставка «Падение Берлинской стены». Осенью исполнится двадцать лет со дня этого исторического события. История Берлинской стены породила множество образов, символов, метафор. Их фиксировали прохожие с фотоаппаратами, фотомастера, штатные и внештатные фоторепортеры. Рассказывают «Новости культуры».

Крупный план. Яркие насыщенные цвета. Окровавленные руки, кажется, в одиночку готовы разломать эту стену. Работа одного из самых известных фотографов в мире Энтони Сво. Эта серия облетела весь мир. Сам автор в Москву приехать не смог, но его интервью проецируется на экран и создает эффект интерактивности. Еще один символ – руки, пытающиеся перерезать колючую проволоку. И, разумеется, широко известные поцелуи политических лидеров.

«Между репортажной съемкой и художественной нет разницы, если это сделано хорошо. Большинство фотографий, которые мы выбирали из тысячи документов, зафиксировавших то, чем был Берлин до строительства стены, как ее строили – а ее перестраивали три раза, как ее разрушали. Это огромный материал, который мы выбрали в лучших его вариантах», – говорит директор музея «Московский Дом фотографии» Ольга Свиблова.

Прежде чем появиться в музее в качестве экспонатов, эти кадры успели стать настоящей сенсацией. Они были главными иллюстративными ньюсмейкерами той эпохи. Оповещали, даже кричали со страниц газет.

Падение стены зафиксировано на фотоснимках очень эмоционально, а возведение – напротив, строго, будто по канонам. Легко отличить, где восточная сторона, а где западная. Свобода Запада сопровождается граффити. Строительство стены началось августовской ночью 1961 года. До ноября 1989 года она разделяла две Германии. А потом ее маленькие частицы стали сувенирами для туристов.

«Эта выставка отзывается на историческое событие – любое искусство отзывается на историю. Она ставит перед нами огромное количество исторических, социальных, этических и моральных проблем, но она дарит нам переживания», – считает Ольга Свиблова.

Испытать на себе эти переживания значит подняться на вышку и услышать лай собак. Точная копия берлинской пограничной вышки – арт-объект Юрия Авакумова. Зрителю и сегодня становится неуютно, даже если он знает, что немецких овчарок никто сейчас не спустит.