|
Добронравов Борис. "Современный нерв пронизывал его игру..."16 апреля 1896 родился актер, увидев которого в роли Войницкого в мхатовском спектакле «Дядя Ваня», Ольга Книппер-Чехова, по преданию, воскликнула: «Боже, как Борис похож на Антона!»; актер, который затмил в роли Ивана Войницкого легендарного ленинградского актера Юрия Толубеева; актер, которому поэт Николай Добронравов посвятил стихотворение, заканчивавшееся словами:«Дай мне Бог умереть на ветру, на посту, Как Борис Добронравов на мхатовской сцене». В 1949 году Борис Георгиевич умер от инфаркта во время спектакля «Царь Федор Иоаннович». Свидетелем этой смерти стал актер МХАТа (а позже - директор музея театра) Владлен Давыдов, подготовивший сборник «Борис Георгиевич Добронравов. Статьи. Воспоминания. Документы»: «Я второй сезон работал в театре и стоял в массовке охранником. Борис Георгиевич отыграл шестую картину, ту, где он гневался. “Пусть посадят в тюрьму!” — кричал и бил рукой по столу. Отыграл, ушел со сцены. Он должен был переодеться в грим-уборной, чтобы выйти на восьмую, финальную — “Архангельский собор”. Уходил всегда со свечой в руках. В тот день свеча плохо “горела”, то есть контакт от лампочки отходил. Он ворчал и на ходу бросил помрежу: — Больше я при таких свечах играть не буду!» Журналист Марина Райкина в книге «Москва закулисная» продолжает: «Эту ничего не значащую фразу через несколько минут будут толковать в театре как роковую или провидческую. А пока Добронравов подошел к двери, ведущей в уборные, толкнул ее и... рухнул. До приезда "скорой" Бориса Георгиевича положили в аванложу на тот самый диван. Там он и скончался. Совпадение или несовпадение — гадать не стоит. Смерть артистов на сцене, в театре есть знаковость и, по мнению многих, богоизбранность». Вот уж действительно очевидная предопределенность судьбы: сначала учеба в духовной семинарии, потом физико-математический и юридический факультеты Московского университета… Поиски себя привели Бориса Добронравова в 1-ю Студию МХАТа. Этому театру Борис Георгиевич не изменял до самой смерти, став легендой МХАТа. И, как считал замечательный спортсмен, актер МХАТа и великолепный спортивный комментатор Николай Озеров, незаслуженно забытой легендой. Магия актерского искусства существует ровно столько, сколько идет спектакль, но актеры живы, пока о них помнят. Каково же было впечатление от игры Бориса Георгиевича, что зрители до сих пор как по эталону сверяют по нему игру современных актеров. Виталий Вульф в одной из глав книги «Серебряный шар. Драмы за сценой» рассказал о своем потрясении от сценического образа Добронравова: «Уже студентом первого курса МГУ я вновь попал на "Вишневый сад" и увидел в роли Гаева Качалова, а Лопахина играл Борис Георгиевич Добронравов. Лопахин и был главным действующим лицом спектакля. В нем запомнилось все: и его осторожные, почти робкие интонации, когда он разговаривает с Раневской, словно боясь прикоснуться к чему-то хрупкому и драгоценному, и его раздражение Гаевым, и его бесплодные попытки спасти вишневый сад. Эмоциональный накал Добронравова вызывал спазмы чувств. Было ощущение потери, а не победы, когда Лопахин объявлял, что он стал хозяином вишневого сада. Современный нерв пронизывал его игру. Качалов, великий Качалов, рядом в роли Гаева выглядел усталым человеком. Мятежности, пронизывающей Добронравова, в нем не было. Так казалось мальчику семнадцати лет, оглушенному талантом Художественного театра. Однажды мне повезло. Был день денежной реформы, по юности и непониманию тогда она меня совсем не занимала, и я был счастлив, что в этот день в кассе МХАТа без очереди можно было свободно купить билет на "Дядю Ваню". Я сидел во втором ряду, в этот вечер театр не был полон, такое во МХАТе я видел впервые. На сцене были Тарасова - Елена Андреевна, Ливанов - Астров, Литовцева - Мария Васильевна и Добронравов - дядя Ваня. Спектакль ставил Кедров. Критика отнеслась к нему прохладно, но Добронравова забыть нельзя. Сила его психологически тончайшей игры была столь велика, что, уже став взрослым человеком, я как-то Ефремову рассказал о своем впечатлении, и оказалось, что Олег Ефремов тоже был страстным почитателем Добронравова. Из его уст услышать высокую оценку актерской игры было редкостью, но Добронравов был для него идеалом актера». Кумиром Добронравова был Константин Сергеевич Станиславский. Уже он сам стал кумиром Олега Ефремова, пришедшего потом в театр на правах руководителя. Так - от сердца к сердцу - передавались традиции театра. В день рождения Бориса Добронравова в программе «Умереть... на сцене» об актере рассказали Кира Головко, Инна Соловьева, Алексей Баталов, Николай Пастухов и Василий Бочкарев. Программа вышла в эфир 16 апреля в 16:15. Николай Добронравов. Памяти Б.Г. Добронравова Ах, искусство — не жизнь, не войдешь налегке. Мир волшебен контрастами света и тени. Молодая богема сидит в кабаке, А великий актер умирает на сцене. Лишь великие сердце сжигали дотла, Воскрешая потомков царя Мономаха. Если шапка его и была тяжела, Тяжелее актерские дыба и плаха. Если даже артиста недуг распростер И в палате (не царской) лежит без движенья, — Все равно, если он настоящий актер, Настоящий Актер умирает на сцене. Надо быть до последнего вздоха в строю, Не играть, а выигрывать роль, как сраженье. Полководец-герой погибает в бою. Негерой-лицедей погибает на сцене. Помню: он прямо в гриме на сцене лежал. Все казалось: вот-вот царь Феодор очнется… Третий акт, задыхаясь, актер доиграл, А четвертый с тех пор все никак не начнется. Много было потом и прощаний, и встреч, Но я знаю, я твердо уверовал в это: Только те, кто сердца не умеют беречь, Берегут человеческий облик планеты. Я надеюсь, что в юной душе прорасту. Только б силы найти не прервать восхожденье… Дай мне Бог умереть на ветру, на посту, Как Борис Добронравов на мхатовской сцене. |