История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Аррау Клаудио. Сергей Медведев о пианисте

4 апреля в 18:15 в цикле «Классики» в исполнении Клаудио Аррау прозвучала соната № 32 Людвига ван Бетховена.

Профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев о Клаудио Аррау:

Великий чилийский пианист Клаудио Аррау исполняет последнюю 32-ю фортепианную сонату с-moll'ную, до-минорную Бетховена, опус 111. Есть некоторое внутреннее сходство между пианистом и произведением. Прежде всего - пианист… Пианист - одно из олицетворений, воплощение мирового пианизма и впитавший в себя весь XX век, родившийся в 1903 году, умерший в 1991 году. Невероятно сложно определить Клаудио Аррау. Кто он? Виртуоз или философ. Он начинал как виртуоз, как вундеркинд: в пятилетнем возрасте он в Сантьяго сыграл концерт из произведений Бетховена, Шумана, Шуберта, потряс публику. Ему была дана правительственная стипендия, он был отправлен учиться в Европу. И несколько десятилетий он считался виртуозным пианистом прежде всего, сделавшим свое имя на интерпретациях Листа и прославившийся своей великолепной техникой. Но постепенно - год за годом, десятилетия за десятилетием - он становился все глубже, все философичнее. И пришел к тому, что позже музыкальные критики назвали «лирическим интеллектуализмом», пришел к невероятной глубине, возвысился до таких артистических жестов как, например, он отказался исполнять произведения Баха на современном рояле. Этот жест, сопоставимый по силе, может быть, с жестом Гленна Гульда - вообще осуществлять концертные выступления и записываться только на пластинку. Так что в этом смысле Аррау существует поверх жанров, поверх определений, поверх барьеров, человек, впитавший в себя весь классический репертуар. Он как-то сказал, что в памяти у него заложено 63 фортепианных концерта, и всего по памяти он может исполнить 76 концертных программ.
И с другой стороны - соната до-минор, последняя соната Бетховена. Это тоже вещь, существующая поверх жанровых стилистических ограничений. Написана в 1820 году, в тяжелый для Бетховена год, когда он впервые явственно начал терять слух, современники стали подвергать сомнению его адекватность, его творчество; он провел длительные летние каникулы вдали от Вены и, вернувшись в Вену, осенью 1820 году махом написал три фортепианных сонаты: опус № 109, № опус 110, опус № 111, в которых он вывел мировой пианизм, вывел свое творчество на совершенно новый уровень. Особенно эта соната, до-минорная: она преодолевает границы самого жанра сонаты, она двухчастна, в ней нет третьей части, традиционной для сонаты. Когда Бетховена спросил один из его учеников, почему не существует третьей части, он ответил достаточно небрежно: «Мне было недосуг написать третьей части». Слишком велика, слишком разработана вторая часть. И в этой огромной 15-минутной вариационной разработке ариетты - простенькой темы из 16 тактов во второй части - эта тема вырастает до совершено космических неземных высот. Она перерастает XIX век, она выходит в XX век, в ней появляется джаз, некоторые из этих вариаций звучат абсолютно джазово.
Так что здесь сочетание пианиста, существующего поверх барьеров, и сонаты, существующей поверх барьеров. И не случайно Аррау считается одним из главных, одним из канонических интерпретаторов Бетховена в XX веке. Так что когда впервые за полвека в 1978 году франкфуртское издательство «Peters» выпустило критическое издание Бетховена, была взята его, Аррау, аппликатура, темповые и динамические пометки Аррау. То есть было официально признано, что Аррау является одним из классических интерпретаторов Бетховена. Именно поэтому интересно это сочетание: этого пианиста, этой сонаты, этого произведения.