|
Маттиас Фрич: «Меня интересует устройство человека»Видеоарт уверенно лидирует в рейтинге перспективных направлений актуального искусства. Одной из причин стала его необыкновенная демократичность. Для того, чтобы тебя заметили, иногда достаточно одного яркого выступления. Именно так и поступил немецкий медиахудожник Маттиас Фрич. Он снял одно короткое видео, разместил его в Интернете и на следующий день проснулся знаменитым. Теперь ему приходится делить свое рабочее время между, собственно, творчеством и личным общением со зрителями. Об одной из таких встреч с московскими поклонниками видеоарта рассказывают «Новости культуры».«Художник – это не профессия, а состояние души». Казалось бы, избитая фраза, но Маттиас Фрич с ней полностью согласен. Он всегда добавляет: «А когда состояние души становится профессией, это настоящая удача». Сам Маттиас из числа тех, кому повезло. «Когда я был ребенком, любил рисовать. Потом, в подростковом возрасте, увлекся фотографией. А когда мне в руки попала видеокамера, понял, что это мое. Мне сразу стало ясно, что движущийся образ может рассказать гораздо больше, чем статичный», – поясняет он. Свой первый публичный рассказ Маттиас представил в 2006 году. Тогда в социальной сети «youtube» он выложил четырехминутное видео. Контакт состоялся! Клип посмотрели больше двадцати миллионов человек. В ответ появились новые ролики, снятые уже другими авторами. Что-то вроде вариаций на заданную тему. Просмотрев их, Маттиас придумал еще одну медиа-провокацию: он снял фильм-реакцию о реакциях на фильм. «Я пытаюсь показать то, как люди в новой интернет-культуре перерабатывают материал, и как из одного продукта получается совершенно другой», – говорит художник. Однажды ступив на путь интерактива, Маттиас Фрич решил с него не сворачивать. Взявшись за очередной проект, он снял видео, выключил звук и предложил зрителям пофантазировать. Теперь они активно присылают свои варианты музыкального сопровождения ролика. «Смысл этого проекта – показать, как музыка может влиять на картинку. Представьте десять разных вариантов озвучки одного и того же видео. Получается десять разных историй, характеров. Тяжелый металл – это одна история. Мелодия, исполненная на флейте, – совсем другая», – продолжает Маттиас. Этот проект виртуальный, но в творческом багаже Маттиаса есть и вполне реальные проекты. «Иногда я устраиваю перформансы. Вот, например, здесь люди-актеры в режиме реального времени создают музыку. Это студия, где записывается саундтрек, и каждый, кто проходит мимо, запросто может присоединиться к процессу», – рассказывает Фрич. Пока одни художники любуются окружающим миром, а другие решают социальные проблемы, Маттиас Фрич в своем творчестве ищет ответы на иные вопросы. «Меня интересует устройство человека. Не биологическое, конечно. Хочется понять, как происходит процесс восприятия, как рождаются мысли, и как манипулировать людьми. Это ведь так интересно», – признается он. Интересно, а сам Маттиас научился искусству манипуляции? Судя по интересу, который вызывают его работы, азы он точно освоил. |