История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Вся история болгарской иконописи в Историческом музее

Вся история болгарской иконописи в Историческом музее. Сегодня в Москве открылась экспозиция, в которой представлены раритеты XIII – XIX веков. Многие из них были спасены реставраторами совсем недавно и выставляются впервые. Здесь и уникальная плащаница XV века, и характерные только для Балканского региона «иерусалимии». Рассказывают «Новости культуры».

Такого паломничества болгарских святых в Москву еще не было. Древний лик Христа XIII века из Несебра отреставрировали совсем недавно. Икона Богоматери XIV века пережила и пожар, и наводнение. Стараниями реставраторов удалось спасти лик младенца Иисуса, а вот очертания Матери лишь угадываются. Жемчужина коллекции – двусторонняя икона Великомученик Георгий вместе с родителями XIII.

«Сочетание образов Георгия и его родителей – уникальный случай. Эта икона скорее всего написана византийским художником. Аналоги можно найти только среди памятников высочайшего класса», – поясняет куратор выставки Людмила Тарасенко.

Монастыри и церкви в Болгарии никогда не закрывали. Поэтому церковные ценности попадали в музеи по доброй воле дарителей, а еще из так называемого спецфонда – во время Первой мировой в его хранилища вывозили ценности с оккупированных болгарских территорий. Туда же попала и плащаница XV века из Бачковского монастыря.

«Во время реставрации нашли страницы рукописи. Они из книг XIII – XVI веков», – замечает Ралица Русева. Она уже много лет работает в Национальном историческом музее Софии и знает: реставрация – это всегда процесс со многими неизвестными. С икон снимают несколько слоев поновлений. Так было с ликом Иоанна Предтечи. «Только глаза – XVII века, лик – XIV века, житие, руки», – продолжает Русева.

Авторы большинства икон неизвестны. Вообще в Болгарии не было крупных мастерских. Ветхозаветная Троица иконописца Недялко XVI века уникальна.

«Известно, что это мастер-стенописец. То есть он делал росписи в храмах. Это лучший памятник болгарской иконописи», – заверяет Людмила Тарасенко.

После падения Константинополя в иконописи Болгарии появилось так называемое народное течение. «Упрощается художественный язык. Икона выразительна, но это выразительность народного творчества», – поясняет Людмила Тарасенко.

Исключительно балканское явление – «иерусалимии». Их писали для семей, совершивших паломничество на Святую Землю. Своеобразный гид по Иерусалиму. В основном такие вещи создавали в XIX веке, когда паломничества стали очень популярными. Как правило, это семейные реликвии. В музейных коллекциях «иерусалимий» практически нет.