|
Лазарь Гадаев: «Прежде чем идти куда-нибудь, подумай, зачем идешь»При упоминании московской школы пластики всегда звучит имя Лазаря Гадаева. Он принадлежит к поколению художников-семидесятников и выделяется среди них запоминающимся своеобразием. Рассказывают «Новости культуры».Дерево, керамика, бронза. Манера подлинного мастера скупая, лишенная внешней эффектности, немногословная, но полная внутренней динамики. Истоки его искусства – самобытного и яркого – в традициях народной пластики Осетии, где родился скульптор, в мифологии и поэзии древней аланской скульптуры. «Он родился в осетинском селе, и на первых этапах становления его как художника, конечно, огромное влияние на него оказал народный осетинский мастер, умелец-самоучка, резчик по дереву Едзиев», – говорит куратор выставки Ольга Романова. Своеобразное гадаевское видение мира органично слилось с принципами московской школы скульптуры. Однако его произведения самобытны, они связывают север и юг, восток и запад. «Для меня Лазарь Гадаев – как раз человек очень широкого охвата стилей. Человек, на мой взгляд, даже разбросанности стилей – от первобытных скульптур, от африканского народного искусства до модерна», – замечает художник, ученик Лазаря Гадаева Артем Киракосов. Мастер малой пластики, он даже в камерных работах обнаруживает дар монументалиста. Скульптуры Гадаева глубоко пространственны, он очень вдумчиво работает с формой. Главные темы его работ сокровенные и вечные. Его волнует человек и мир его чувств: любовь, горе, гнев, сострадание. «Он постоянен в темах, он постоянен в неравнодушных эмоциональных вещах. У него очень большая пластическая интуиция. Естественно, эта доброта, эта аура исходит и от самих работ, безусловно», – добавляет Ольга Романова. В экспозиции представлено около сорока произведений, выполненных в бронзе, дереве и шамоте. В отдельный зал помещены работы «Библейского цикла» – трагичные и философские. Даже на их фоне выделяется композиция «Воскрешение Лазаря». Лазарь Гадаев любит повторять одну восточную мудрость: «Прежде чем идти куда-нибудь, подумай, зачем идешь». |