|
Фокин Валерий на "Худсовете"4 октября 2004 года в гостях у "Худсовета" был режиссер Валерий Фокин.(Нара Ширалиева):Нам предстоит увидеть премьеру моноспектакля по гоголевской «Шинели». Играть будет актриса. Наверное, мы сразу угадаем, кто эта актриса, способная играть все, готовая к экспериментам и новациям, в том случае, если она доверяет режиссеру. А она, Мария Неелова, доверяет режиссеру Валерию Фокину, и поэтому этот головокружительный проект должен стать началом биографии новой сценической площадки. «Шинель» будет сыграна на малой сцене театра «Современник», с которым у режиссера Валерия Фокина много связано, а теперь он еще и открывает этим спектаклем новую сцену этого театра. - Вы выбрали и решили ставить «Шинель», потому что есть такая актриса Марина Неелова, или Вы выбрали Неелову, решив ставить «Шинель»? - Я, конечно, сначала решил ставить «Шинель», это моя давнишняя мечта. Причем это только первая часть дилогии, которую я сейчас репетирую. Вторая часть - «Двойник» Достоевского - репетируется в Петербурге в Александринском театре. Это два спектакля, которые должны быть очень тесно связаны друг с другом. Одна постановочная бригада работает над этими спектаклями и в Москве, и в Петербурге. Я давно хотел ставить «Шинель», но не мог определиться с исполнителем главной роли, потому что Акакий Акакиевич все-таки и не мужчина, и не женщина, это - некое существо. И я никак не мог найти артиста, пока Юрий Рост вдруг как-то не сказал мне: «А что ты с Мариной Нееловой не попробуешь?» Я, честно говоря, думал секунды две, потому что понял: это абсолютно точно. И в репетициях чувствую, что выбор мой был абсолютно правильный. - И все-таки, если ответить на вопрос обычного зрителя, который пришел в театр (кроме того, что Вы объяснили, что Акакий Акакиевич - это некое существо), - почему Акакия Акакиевича играет актриса? - Все-таки прежде всего это определяется именно этой ролью, именно этим образом. Ведь Акакий Акакиевич родился в этом мундирчике своем, непонятно, когда он родился, сколько ему было лет. Гоголь ведь - это особый писатель, у него свое время, свои часы, своя география, поэтому такое впечатление, что Акакию Акакиевичу - то ли ему 50 лет, то ли больше, то ли меньше. Гоголь так и пишет: то ли так, то ли так. Есть некая размытость и неопределенность в этом детском и очень наивном человечке. Но то, что это - существо, - это абсолютно точно. Поэтому женская индивидуальность, да еще такая актерская, как у Марины Нееловой, она более способна передать эти переливания, эти нюансы. Есть мужчины - актеры замечательные, которые, наверное, могли бы играть эту роль. Но вот в этом решении: когда мало текста, когда почти нет авторского текста, есть некая среда, звуковая, пространственная, которая вступает в диалог с главным героем, - именно Марина и годится для такой роли. - В свое время был моноспектакль «Башмачкин», где играл Феклистов, и там, насколько я помню, речь шла прежде всего о деталях, о быте, о бытописании маленького человека. Какая из полифонических тем этого произведения Вами выбрана как главная? - Я считаю, что это абсолютно не бытовое произведение, несмотря на внешнюю невероятную подробность, как всегда у Гоголя. Тайна этого произведения как раз и заключается в том, что главный герой там не Башмачкин, а пространство или, так скажем, мир, но не Петербурга как конкретного географического города, а некоторое иррациональное пространство, которое вступает в диалог, завьюживает, обманывает соблазняет шинелью этого человека и в конце концов его губит. - Считаете ли Вы, что это судьба: в свое время в «Современнике» Вы осваивали камерное пространство, делали спектакли, а сегодня Вы открываете другую сцену, камерную? - У меня есть ностальгия по этому театру, все-таки я 15 лет там проработал и там начинал. Там много друзей, старших товарищей, учителей, там Галина Борисовна Волчек - один из моих учителей. Так совпало, что малая сцена, которую я открывал в 1976 году, она открылась очень удачно. Дай Бог, чтобы здесь тоже также произошло. Но какой-то специальной параллели я здесь не вижу. |