История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Урок истории современного искусства от Олега Кулика

За полтора месяца до открытия Третьей Московской биеннале современного искусства ее организаторы готовы раскрыть некоторые из готовящихся сюрпризов. В афише форума «Спецпроекты» занимают место равнозначное основной и параллельной программам, а также выставкам «специальных гостей». Лидер российского перформанса Олег Кулик понятными средствами в общедоступном месте намерен преподать широкому зрителю урок по истории современного искусства. О художественных манипуляциях Кулика над формой, пространством, предметами и персонажами рассказывают «Новости культуры».

Олег Кулик инсценирует собственный перформанс. В 1990-х он мог сам укусиль шведскую журналистку, запрыгнуть на капот Мерседеса или не пускать зрителей в цюрихский Кунстхаус. Зрителю 2000-х Кулик готов показать лишь тень этих событий.

«Для всех зрителей, которые не очень понимают современное искусство, не очень его уважают, такая дистанцированная форма. Тень, воспоминание. У них будет возможность увидеть все перформансы сразу», – поясняет Кулик.

Никакого нарушения личных границ. Камера снимает инсценировку перформанса через белый экран, Виктор Рибас обрабатывает отснятый материал на компьютере. «Такой эффект, когда тень становится обратной», – говорит он.

Белые фигуры будут призраками маячить на стенах лабиринта, который Кулик построит в Центральном универсальном магазине Москвы. «В зеркальном лабиринте будет от сорока до ста экранов», – замечает Рибас.

Осуществив выставку «Верю», Кулик полюбил масштабы. Его новый проект – авторский курс российского перформанса в тенях и призраках – займет пять тысяч квадратных метров площади, проекционный экран растянется на километр. На этой дистанции можно будет встретиться с призраками не только самого Кулика, но и других российских художников: от группы «Коллективные действия» до «Синих носов».

Можно посмотреть на съемку тени Айдан Салаховой. Помощники Кулика в строгом соответствии с оригиналом – фотографией перформанса Салаховой «Даная» – помещают натурщицу в натюрморт. Эта картинка станет одним из кирпичиков аттракциона, в котором перформанс – искусство кусачее, не-конвеерное и не-продаваемое – рискует предстать салонным альбомом силуэтов. Но это как посмотреть. Сам Олег Кулик считает, что когда тени такой плотности и в таком количестве окружают зрителя, происходящее можно называть «пространственной литургией». Он надеется, что в его лабиринте зритель сможет не только изучить историю жанра «перформанс», но, пусть и в схематичном виде, ознакомиться с самыми разными проявления человеческого.

«Именно перфоманс и отвечает за то, что искусство живое. Ведь он занимается тем, что искусство творится здесь и сейчас», – заверяет Кулик.