|
Додин Лев на "Худсовете"Юбилейный фестиваль «Золотая маска» завершился грандиозными гастролями в Москве Малого драматического театра Льва Додина. Прославленная труппа привезла в столицу семь своих спектаклей. Лев Додин - редкий гость в телеэфире, - скептически воспринимает фестивали как таковые, но зато всегда с особым вниманием относится к общению со зрителем. 15 июня 2004 года Лев Додин был в гостях у рубрики «Худсовет» в вечернем выпуске «Новостей культуры».- Как Вы сохраняете постановки, как Вы чувствуете их взросление? Иными словами, «Братья и сестры», которые мы смотрели несколько лет назад во время первых гастролей, и сегодня – они разные? Лев Додин: - Ну, конечно, это в чем-то разные спектакли, потому, что ничего внешне в рисунке их не меняется, но если спектакль живое создание, то он и живет как живой организм, развивается, пропускает через себя токи жизни, новые впечатления, взрослеют артисты, у них уточняется, меняется, корректируется мировоззрение, мироощущение. Все это сказывается в спектакле. Я думаю, что если они развиваются естественно, то обычно они должны становится глубже, серьезнее, драматичнее, потому что это все то, чему, к сожалению или к счастью, учит жизнь. - То есть Вы не настаиваете на очень жесткой структуре спектакля, которая существует несколько лет? - Нет, я думаю, что всякий живой спектакль должен иметь определенные пазы, очень быть жестким по форме и обязательно иметь внутренние пазы для того, чтобы, артисты могли заполнять их своими новыми инициативами, внутренними ощущениями, более тонкими связями. Я думаю, что это очень важно, чтобы спектакль каждый раз на наших глазах рождался заново. Это, собственно, и есть генетическое отличие театра от всех других зрелищных искусств. - Мне кажется, что изумительная труппа Малого - это некий очень интересный замкнутый сосуд, в котором люди одной группы крови. При этом невозможно себе представить, чтобы у Вас появился актер, приглашенный на одну роль. Это для Вас единственный способ существования сегодня? - Ну почему, у нас играл Евгений Алексеевич Лебедев, аж три роли, и очень любил… - Но это все-таки особый случай… - …особый случай…У нас играет Татьяна Владимировна Щуко в «Московском хоре» и в «Дяде Ване». Главное, как бы сказать, совпадать действительно по группе крови, а это совпадение достаточно в разных обстоятельствах рождающееся. Конечно, коллектив в целом, компания в целом совсем не в инкубаторе, и не в замкнутом сосуде. Она в живом общении с жизнью, с обстоятельствами. У всех есть свой быт, у всех есть семьи. Значит, никто ни от чего не отрезан на самом деле. Скит если и существует, то только в воображении. У нас замечательно репетировал Олег Иванович Борисов в «Вишневом саде», к сожалению, не дожил до премьеры. Вообще, с большими артистами союз находится достаточно легко, потому что большой артист по определению – правильный артист. У него почти всегда подходящая группа крови. - Отношения сегодняшнего режиссера Льва Додина с современной драматургией настороженные? - Я не могу сказать, что настороженные. Наоборот, я с огромным интересом пытаюсь вникнуть в новые какие-то явления, стараюсь читать, но пока контакт не слишком возникает, к сожалению. Возможно, это моя вина… - Не хватает глубины? После Вашего обращения к классике… - Не хватает жизни, если честно. Не хватает живой жизни, воображения, живых страстей, живого нерва. Я не хочу выглядеть брюзгой по отношению к новому, потому что я убежден, что где-то сидит восемнадцатилетний юноша и пишет новую гениальную пьесу, как когда-то писал восемнадцатилетний Чехов свою «Пьесу без названия», которую мы тоже играем на этих гастролях. Но, видимо, еще не такая большая, такая переменчивая жизнь, такая маленькая дистанция у тех, кто сейчас пишет, по отношению к этой жизни, что на действительно внутренний, глубинный взгляд пока не хватает оснований, может быть. Мне очень хочется дождаться… Я думаю, что все равно все будет появляться, история всегда повторяется. Говорят, что нет, нет драматургии, но оказывается, что все было. Беседу вела Нара Ширалиева. |