История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Мелик-Пашаев Александр Шамильевич: Он был рожден для оперного музицирования

23 октября - 100 лет со дня рождения Александра Шамильевича Мелик-Пашаева. О жизни, творчестве музыканта 24 октября в 18:20 был показан фильм "Звучание жизни".

Александр Мелик-Пашаев родился в большой семье – папа, мама и шесть мальчиков.
В интеллигентной тбилисской семье детям полагалось заниматься музыкой. И все 6 мальчиков, когда они дорастали до 6-7 лет, начинали заниматься музыкой. И все мальчики считались способными, кроме Александра. Когда пришло время ему заниматься музыкой, то оказалось, что музыку он терпеть не может и никакие простейшие задания выполнять не может, а под крышкой пианино читает книжки.
Но были пластинки. И маленький Александр сам научился их ставить, когда ему было лет 5. Ставил и слушал: Крузо, Шаляпин, Собинов, увертюра "Кармен"…
И был оперный театр, который посещали старшие братья, посещали постоянно и брали его с собой. И в театре маленький Александр понял - как это замечательно – музыка! Тогда он сам, с неутомимой энергией, стал осваивать нотную грамоту, а потом стал сочинять музыку.
Нотной бумаги не было, он расчерчивал листы своих партитур и писал… оперы. Ребенок, он не понимал, что значит авторство. Когда видел, что ему очень нравится какой-то фрагмент в "Фаусте", то вставлял его в свое собственное детское сочинение. И по чьему-то совету, когда ему было лет 13-14 с этими сочинениями пошел к ректору консерватории. Ректор изумлялся, просматривая партитуры и натыкаясь на такие знакомые для него фрагменты, но понял: если ребенок сочиняет оперы, расчерчивает часами и сутками нотный стан, то значит, что-то тут есть. И Мелик-Пашаев был зачислен в класс композиции.
Потом он стал помогать певцам как аккомпаниатор. Один из певцов попросил работать над оперными партиями, а потом привел его в театр. Мелик-Пашаев стал концертмейстером, когда ему было лет 15.
Это было начало...

Творческая жизнь народного артиста СССР Александра Шамильевича Мелик-Пашаева была связана с Большим театром, где он проработал более 30 лет.
Его называли блестящим интерпретатором произведений мировой классики. Он блестяще играл на фортепиано, но, слышавшие его игру, единодушно отмечали - играл он именно как дирижер, создавая ощущение сценического пространства и краски разных инструментов.

Среди его лучших работ – «Пиковая дама» Чайковского, «Война и мир» Прокофьева, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, знаменитая «Аида» Джузеппе Верди.