|
Соболезнования в связи с кончиной Вероники ДударовойАлександр Соколов считает громадной потерей для музыкального искусства кончину Вероники Дударовой. Об этом сказал экс-министр культуры России, профессор столичной консерватории."Я очень огорчен известием об уходе Дударовой, которая прожила большую и яркую жизнь и очень многое сделала для популяризации классической и современной музыки среди слушателей, – подчеркнул он. – Труд дирижера – это поистине сизифов труд, который связан с преодолением многих обстоятельств. Это преодоление дистанции между нотным текстом и живым звучанием оркестра, преодоление штампов дирижерской трактовки уже известной музыки. И Вероника Борисовна следовала этим принципам". "Хочется особо подчеркнуть, что Дударова опровергла своим искусством мнение, что дирижирование – мужская профессия. Она первой в нашей стране стала за дирижерский пульт и добилась выдающихся успехов на этом поприще. Особенно ей должны быть благодарны отечественные композиторы, сочинения которых она популяризировала во время многочисленных выступлений в стране и за рубежом", – отметил Соколов. *** Российские композиторы скорбят в связи с кончиной замечательного дирижера Вероники Дударовой, скончавшейся сегодня в Москве на 93-м году жизни. Об этом сказал председатель Союза композиторов РФ, народный артист России Владислав Казенин. По его словам, вся жизнь Вероники Борисовны была связана с популяризацией советской, российской музыки. Выпускница столичной консерватории, она была ученицей знаменитых дирижеров –Лео Гинзбурга и Николая Носова – и навсегда запомнила их заветы верно служить искусству. Долгие годы Дударова была главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра, в репертуаре которого значительное место занимали произведения наших современников. Она вместе со своим коллективом популяризировала их творчество не только в нашей стране, но и в других государствах. По словам Казенина, Вероника Дударова дружила с создателями серьезной и глубокой современной музыки. "Многие их партитуры обрели жизнь благодаря ее заинтересованности и мастерству". Можно назвать десятки композиторов, в том числе молодых, премьеры которых состоялись в Москве благодаря оркестру Вероники Дударовой. "Я, как композитор, благодарен ей за тонкое внимательное отношение к моей работе. Она была первым исполнителем моей симфонической поэмы отрывков из музыкальных спектаклей", – добавил он. *** Вероника Дударова была целой эпохой в отечественном музыкальном искусстве, принадлежала к лучшей плеяде дирижеров. Современные музыканты и почитатели таланта Дударовой могут гордиться тем, что им посчастливилось жить с ней в одно время. Так считает прославленный российский певец, народный артист СССР Владислав Пьявко. "Вероника Борисовна была великой женщиной и музыкантом с большой буквы, удивительным человеком по характеру, темпераменту, природа щедро наделила ее редкой внешней и внутренней красотой, – сказал Владислав Пьявко. – Мне посчастливилось работать с Дударовой на пике ее карьеры, славы. Это было огромное удовольствие. Во время репетиций мы много шутили, подтрунивали друг над другом. Она всегда понимала юмор". По словам Пьявко, обаяние Дударовой, ее энергетика всегда завораживали публику и артистов. "Важно, что Вероника Борисовна до последних дней продолжала служить искусству и помогала молодым музыкантам", – считает певец. Мнение Владислава Пьявко разделяет известный скрипач и дирижер Максим Федотов. "Великое искусство Вероники Дударовой может служить эталоном, достойным примером для подражания многим дирижерам и музыкантам, – отметил маэстро. – В моей памяти навсегда сохранилась наша первая встреча в 1986 году, когда я стал лауреатом Конкурса имени Чайковского, вместе со скрипачами тогда выступал оркестр Дударовой. *** Вероника Дударова всегда помогала музыкантам в творчестве и жизни, рассказал скрипач и главный дирижер Симфонического оркестра России Сергей Стадлер. "Музыканты оркестров, где она работала, всегда ее любили, и это было взаимно. Она всегда помогала музыкантам в жизни, и не всегда только в музыкальной", – сказал Стадлер. Он отметил, что у его работы с Дударовой "большой стаж". "Я играл с ней первый раз, когда мне было 14 лет. Много ездил вместе с Вероникой Борисовной. У меня с ней связаны очень большие творческие воспоминания. Она является создателем того оркестра, в котором я сейчас занимаю должность главного дирижера", – рассказал он, заверив, что попробует сделать все возможное, чтобы ее оркестр процветал, – "она этого заслуживает". По словам Стадлера, "когда такие большие люди уходят, это всегда печально". "Но мне кажется, что у нее была очень большая и наполненная жизнь. Уже при жизни она стала легендарной дамой. Она самая знаменитая в мире женщина-дирижер", – уверен музыкант. "К ее работе всегда останется особый интерес, а о ней самой – большая память", – заключил он. *** Вероника Дударова сыграла важную роль в карьере маэстро Юрия Башмета на заре его творческой деятельности. "С Дударовой связан мой первый концерт в Большом зале консерватории с симфоническим оркестром, – рассказал Башмет. – Тогда я выступал именно с ней. Тот первый концерт меня однажды спас". "Я в советские времена опоздал на самолет в Германию. Я потерял билет, и это был огромный скандал. В итоге я зашел в один из офисов в "Шереметьево" с просьбой о помощи, а там на стене висел огромный календарь с фотографией моего первого концерта. Меня тогда мало кто знал, но когда девушки из офиса узнали, что на фотографии я, они мне помогли, и я улетел", – поделился маэстро. Башмет отметил, что "Дударова прожила яркую, большую жизнь на сцене, являясь очень эмоциональным музыкантом". "С ней связана целая эпоха. Она честно трудилась на дирижерском поприще, создав очень много программ, регулярно заполняя очень важное пространство в исполнительском искусстве", – сказал музыкант. "К тому же, она прошла непростые пертурбации, когда руководила Московским государственным академическим симфоническим оркестром. Тогда ее сменил Павел Коган, и она создала новый оркестр – Симфонический оркестр России, снова приложив массу энергии, нервов и воли. Это большого стоит", – заключил маэстро. |