ремонт окон красногорск подробнее

История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Загадка Рихтера

4 февраля в 20:45 смотрите фильм Бруно Монсенжона «Рихтер непокоренный». Эта виртуозная работа французского режиссера, сумевшего разговорить и запечатлеть на пленке всегда замкнутого и закрытого для публики Святослава Рихтера, появилась в 1998 году. Но до сих пор каждый показ этой уникальной ленты становится телесобытием.

«Он ненавидел позировать и испытывал отвращение к любой саморекламе», - говорил о Святославе Теофиловиче Рихтере режиссер Бруно Монсенжон. На то у Рихтера была масса причин, одна из которых – «эйфорийно-придыхательное» отношение к нему журналистов. О гениальном пианисте много писали, и большинство биографических фактов, о которых рассказывает Рихтер в этом фильме, известны любому почитателю его таланта. Ценность и уникальность ленты Монсенжона в ином – впервые Рихтер сам рассказал о себе и своем отношении к окружающему миру.
«Про меня столько пишут неправды, что дальше некуда. Нередко пишут совершенно абсурдные вещи, - говорит в фильме музыкант. - Что я играл на похоронах Сталина – правда, я играл, действительно. Но говорить, что я специально выбрал длиннющую фугу Баха, и что публика чуть ли уже не свистела?! Какая публика могла свистеть во время похорон Сталина? (...) Я только помню один отвратительный момент – то есть с точки зрения музыки, конечно. Уже близились 12 часов дня, когда должны были выносить Сталина. Мелик-Пашаев дирижирует. И он начал опять играть Шестую симфонию Чайковского. Только началась разработка – трам-там, та-та-там, трам-там – и тут, на самом неудачном месте, исполнение симфонии вдруг прерывают. Гроб выносят под духовой оркестр, исполняющий Траурный марш Шопена. Это такая была мерзость!»

Зная историю съемок этой документальной ленты, трудно понять, как удалось Монсенжону создать столь откровенные и искренние видеомемуары артиста. Ведь доверив в 1995 году французскому режиссеру (к тому времени снявшему ленты о Менухине, Ойстрахе и других выдающихся исполнителях) работу над фильмом о себе, Рихтер довольно долго не шел с ним на контакт и поначалу отказывался даже от личных встреч. Через некоторое время Рихтер согласился на беседы под диктофон, но напрочь отказывался сниматься. Однако отчуждение и замкнутость были преодолены, и в фильме «Рихтер непокоренный» мы впервые увидели ранимого и тонко чувствующего человека. Монсенжон даже думал над тем, чтобы назвать свой фильм «Рихтер невинный». Но в итоге ограничился эпиграфом к ленте: «Рихтер, сам по себе, - это целый мир, закрытый, но излучающий свет, словно яркая, но слепая глубоководная рыба. (...)
Одержим Рихтер только музыкой, им же порожденной. Играет он без умысла, вовсе не ради эффекта. Он просто играет. Он свободен».

«Рихтер решил провести лето на своей красивой скромной даче под Москвой и пригласил меня приехать, чтобы закончить там работу, - рассказывает Бруно Монсенжон. - Я предложил показать ему фильм в первозданном виде, нечто чудовищное длиною в три с половиной часа, - фильм далеко не полный, в котором в значительной степени недоставало образного материала… Накануне его отъезда мы устроили просмотр. Он сидел неподвижно, предельно сосредоточенный, и, когда фильм закончился, сказал просто и взволнованно: "Это я". Меня, знавшего его немногословие, ничто не могло тронуть сильнее».

Во французской версии лента получила название «Загадка Рихтера».
В исполнении Рихтера в фильме звучат произведения Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса, Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Дмитрия Шостаковича и других композиторов.