|
Art-Завод начнет работу на Урале«Индустрия смыслов» - единственное производство, сохраняющее смысл в условиях постиндустриального общества. Так считают российские художники, исследующие взаимоотношения актуального искусства и промышленного «наследия». Лабораторией стал действующий камвольный комбинат в Екатеринбурге. Сегодня там стартует фестиваль современного искусства «Art-Завод». Один из самых масштабных региональных проектов Государственного центра современного искусства – «Уральские заводы: индустрия смыслов» – должен просветить массового зрителя, прописанного вдали от культурных столиц, а в перспективе привести к появлению Уральской индустриальной биеннале. За тем, как участники фестиваля осваивают новые пространства, наблюдал екатеринбургский корреспондент «Новостей культуры».Беспрецедентный для Урала фестиваль «Art-Завод» продолжает традицию взаимодействия современного искусства и промышленности. В пустующих цехах камвольного завода разместятся серии интерактивных саунд-арт инсталляций, выставки, будут проходить открытые кино- и видео-показы, а также аудиовизуальные театральные и танцевальные перформансы. Куратор фестиваля Ксения Федорова рассказывает: «Цель - представить региону потенциал современного искусства, то, что во всем мире делается уже давным-давно. Когда культура, современное искусство обживает промышленные пространства, привносит в них какие то новые смыслы». Задачи, которые поставили перед собой художники – показать, что лежит в основе производства: трансформация материи в конечный продукт. Художник из Москвы Илья Трушевский задачу воспринял буквально, с учетом места действия. При вольной интерпретации слова «камвольный» родился «ком», который и предстоит «валять». Битум и отходы шерсти нашлись здесь же, на территории завода. В результате появился современной колобок. «Вот эта смола, она просто скрепляет, чтобы получился такой колобок, есть из остатка хлеба, а этот из остатков шерсти, - рассказывает о своем детище художник. Еще будем много что делать на заводе!» Внутренняя архитектура камвольного комбината подсказала идею художникам из Санкт-Петербурга Кириллу Потешову и Илье Гапонову. «Это техника шелкографии, которую активно использовал Энди Уорхолл, - поясняют творцы. – И, собственно, её популяризировали, она пришла из рекламных технологий и стала средством художественной выразительности. Мы очеловечили структуру здания. Позвоночник – это основная структура, на которой строится человеческий организм. И здесь колонны – это тоже такой архитектурный элемент, на котором строится все здание». Шерстяная ткань, которую выпускает комбинат, у художника Сергея Леушкина прочно ассоциируется с молью. Прожорливое насекомое дало его проекту имя. В огромном покрывале вырежут дыры, а танцовщицы будут исполнять «танец моли». Впрочем, другие художники, хоть и предпочли производственную тематику отодвинуть на второй план, но от использования средств производства все-таки решили не отказываться. Перформанс екатеринбуржцев Александра Солнечного и Александра Белова «Ржавая река» с руслом из старых бочек будет открывать фестиваль. Калининградец Данил Акимов предлагает зрителям эфемерные материи – свет, звук, запах. Его саунд-проект «Задушевная» разместится в бывшей водонапорной башне: «По моему мнению в таких достаточно старых и запущенных местах должны существовать фантомы, какие-то сущности. Я работаю со звуком и при помощи специальной аудиосистему пытаюсь проявить вот эти сущности». Проявить свою собственную сущность художники смогут в течение четырех ближайших дней. За это время зритель должен получить возможность непосредственным образом прочувствовать эффекты своего взаимодействия с производственно-культурной средой и ее элементами. |