История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

«Тарханы»: дом-музей Михаила Лермонтова

Родина Михаила Юрьевича Лермонтова - село Тарханы Пензенской губернии. После революции его переименовали в Лермонтово, а 30 июля 1939 года – ровно 70 лет назад - там был открыт дом-музей поэта. Сегодня «Тарханы» - государственный музей-заповедник площадью почти в полторы сотни гектаров. Это настоящая русская усадьба, где бережно хранят дух и традиции лермонтовской эпохи. «Хочешь узнать поэта – побывай на его родине» - справедливость этих слов Гёте на себе проверили «Новости культуры».

В дворянской усадьбе всё должно радовать глаз и формировать хороший вкус. Величественные панорамы, темные аллеи, пруды… Усадьба делилась на две части – хозяйственную и, что называется, «для души». Традиции народные и дворянские переплетались.

Рано потерявший мать Лермонтов рос в имении бабушки Елизаветы Арсеньевой. Она души не чаяла во внуке, и в имении всё крутилось вокруг Мишеньки.

Валентина Айкашева, сотрудник Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»: «Есть интересные воспоминания о том, что однажды Михаил Юрьевич и дядька его Афанасий Столыпин для молодежи устраивали развлечение – играли в коршуна. Причем Лермонтов изображал матку, а Афанасий – коршуна».

Каждая песня, пляска или игра – научно обоснована: найдена в воспоминаниях современников Лермонтова. На старом фундаменте восстановлен Дом ключника. Сейчас в интерьере русской избы дают мастер-классы - лозоплетение, гончарное дело, создание оберегов… Это – часть экспериментальной образовательной программы для школьников села Лермонтово.

Елена Родина, сотрудник Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»: «Перед Троицей, это стало уже традиционным, ребята изготавливают кукол-кукушек. Кукушками кумились в лермонтовскую эпоху, мирились. И, что тоже существенно, именно на Троицу была возможность похоронить свои печали с помощью кукол».

Наталья Вершинина, сотрудник Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»: «Ткацкие станы были в каждой избе. И с наступлением осени, когда заканчивалась уборка урожая, с чердаков доставались ткацкие станы, и всю зиму женщины ткали.

Ткацкий процесс, которому сотрудниц музея обучила 90-летняя бабушка, совмещается с современными аудиовизуальными системами. Но главное – чтобы в старинной усадьбе ни один экспонат не вступал в противоречие с окружающей средой.

Нина Фролова, сотрудник Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»: «Про этот сад Лермонтов писал в стихах. Здесь росла ягода, варили варенье. Мы все это воспроизводим в день поэзии – здесь и варят варенье, и все это воспроизводим в беседке. С пирогами и чаем на травах.

Музейщики изучали остатки пней и деревьев, состав почвы – и воссоздавали планировку садов, реставрировали дубовую рощу, вычищали каскадные пруды. Чтобы всё было так, как в старых Тарханах. Даже траншеи – их по приказу барыни вырыли для военных игр любимого внука.

Тамара Мельникова, директор Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»: «Она набрала из числа дворовых мальчишек сверстников, приказала им всем сшить военные мундирчики – и у Лермонтова составился потешный полк типа потешного полка Петра Великого. И вот он здесь на этом холме им командовал. Причем бабушка приказала вырыть два круга траншей».

А зимой здесь катались на санках и устраивали балы. Барышни готовились к ним сутками – спали в папильотках, накладывали на лицо парную говядину, чтоб вывести веснушки. «У молоденьких девушек были прически гладкие больше, было больше цветов в волосах… А у замужних дам – было больше буклей», - рассказывают в музее-заповеднике.

Танцы – в строгой очередности. Сначала – чинный полонез, затем экосез или французская кадриль, вальс или полька и самый сложный – мазурка – в конце. Сегодня эти танцы воссоздают по записям и учебникам танцев. С сотрудниками занимается хореограф.

Дарья Цыганкова, сотрудник Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»: «Занятия индивидуальные. Происходят каждый день около двух часов в день. Групповые занятия по средам – это почти половина рабочего дня».

Пятидесятиминутный бал в «Тарханах» с танцами, романсами, светскими разговорами и преферансом – тоже научная разработка. Которая стала интерактивной.

Историческая подлинность балов и крестьянских обрядов, усадебного комплекса и ландшафтов и мемориальные вещи Лермонтова – в Тарханах почти удалось достичь гармонии.

Тамара Мельникова, директор Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»: «Для нас сейчас самое главное, чтобы у нас был центр приема посетителей. У нас есть уже проект, он согласован и прошел экспертизу, и дело за деньгами».

За один день ознакомиться с усадьбой и поучаствовать во всех программах музея – задача почти нереальная. Но Тамара Мельникова надеется, что у гостей музея-заповедника когда-то появится возможность побродить подольше по аллеям усадьбы.

168 лет со дня гибели Михаила Лермонтова