История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Степан Эрьзя – Роден с берегов Волги

Галерея искусств Зураба Церетели представляет выставку работ мордовского скульптора Степана Нефедова, известного под псевдонимом Эрьзя. Он умер 50 лет назад, прожив долгую жизнь. Он родился в мордовском селе, учился в Москве и в Европе, семь лет провел в Италии и во Франции, но связь с древним народом, к которому он принадлежал, отразилась в его творчестве. Выставка работ мастера приурочена к 50-летию со дня его смерти, и тысячелетию единения мордовского народа с народами российского государства. Рассказывают «Новости культуры».

После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Степан Эрьзя открыл для себя Европу: жил и работал в Италии и во Франции. Признание пришло быстро. Он участвовал в крупнейших международных выставках в Милане, Риме, Венеции и Париже. Автопортрет «Тоска» – один из экспонатов его персональной выставки в Италии.

«Это была первая попытка Эрьзи участвовать в персональных выставках. В Европе, где он начинает получать свою первую известность, о нем пишут газеты, пишет пресса, и тогда он берет псевдоним своего народа», – говорит куратор выставки Людмила Колчанова-Нарбекова.

Настоящую фамилию – Нефедов – он сменил на псевдоним Эрьзя – по названию своей национальности. Везде, где жил скульптор, он находил новые идеи для своих работ. В Италии Эрьзя остановился в Карраре, недалеко от мраморного карьера. Скульптуры «Калипсо» и «Отдых» появились именно там.

«Его сравнивали с русским Роденом, его называли "Роден с берегов Волги"», – замечает Людмила Колчанова-Нарбекова.

В 1927 году скульптор уехал в Буэнос-Айрес по приглашению президента Аргентины. В своей мастерской, в Буэнос-Айресе Степан Эрьзя часами рассматривал спиленную местную древесину, потом отсекал лишнее, часто сохранял фактуру. Одна из работ выполнена из цельного ствола дерева кебрачо. Идеальное сочетание пропорций.

В Аргентине Эрьзя нашел то, что искал давно: идеальный материал для своих скульптур. «Кебрачо, альгарробо, урундай – это очень твердые породы дерева. Он открыл свой ход, свою стилистику. Он оставлял часть дерева обработанным, а другую часть диктовала ему сама природа», – продолжает куратор выставки.

Из путешествий Эрьзя привез около трехсот работ. Две трети из них находится на родине скульптора, в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств. Некоторые из них включены в экспозицию. А из Русского музея на выставку привезли работы, которые практически не известны даже специалистам. Ее организаторы планируют показать их не только в Москве, но и в тех городах, где жил и работал Степан Эрьзя.