История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Пырьев Иван. Шедевры старого кино. «Свинарка и пастух»

Точно неизвестно, какими сказками и легендами поддерживал дух богоизбранного народа Моисей во время сорокалетнего блуждания по пустыне на пути в землю обетованную.
Зато хорошо известны сказки советских времён.
В двадцатых годах прошлого века «первая в мире страна рабочих и крестьян» отправилась в трудный и долгий путь к коммунизму, в землю обетованную, в царствие Божие на земле. По сути, повторялась попытка постройки Вавилонской башни. Создавалась новая мировая религия, готовая объединить все народы, языки и верования.
Задача великая. Путь в светлое завтра, в прекрасное далёко, обещал быть тернистым. Лежал он сквозь разруху Гражданской, несовершенство мира и человека, сквозь репрессии, коллективизацию, новую мировую войну… Как тут не разувериться, не остановиться в пустыне, не построить золотого тельца и не поклониться ему?
Вот для того чтобы вера в идеалы не была потеряна, и нужны были сказки новых времён. А из всех источников для нас важнейшим является, конечно же, кино!
Титаны, подобные Сергею Эйзенштейну и Всеволоду Пудовкину, создавали грандиозные историко-революционные полотна. Они были творцами новой мифологии. Составителями канона.
Создание мифов - дело великое, но далёкое от простого народа. Народу во все времена нужны сказки: увлекательные, красочные, доходчивые, с песнями и плясками. В общем, наш извечный русский лубок!
С фильмом Игоря Савченко «Гармонь» много нового и свежего вошло в отечественный кинематограф. Оператор Анатолий Головня, в будущем большой ревнитель чистоты русского кинематографа, советовал Савченко бросить все эти доморощенные берёзки и подражать немецкому экспрессионизму.
Другие же, наоборот, сильно вдохновились картиной. Среди них был Иван Пырьев. Он стал одним из главных идеологов и создателей лирической музыкальной советской кинокомедии, сделанной преимущественно на сельскую тему. Светлых и добрых сказок для взрослых.
Иван Пырьев был родом с Алтая. Вот как описал молодого абитуриента, поступающего зимой 21 года в Первый рабочий театр Пролеткульта (где было бесплатное питание и общежитие) Сергей Эйзенштейн: «…он был груб и непримирим. Склонен к громовому скандированию строк Маяковского и к кулачному бою больше, чем к боксу, к прискорбию для него закованному в строго очерченные приёмы и этические правила…».
Пырьев действительно был непримирим. Он отстаивал первородное право кинематографа быть интересным и занимательным. Любовь зрителей была для него одним из главных критериев. «Чапаева» братьев Васильевых и «Встречного» Сергея Юткевича и Фридриха Эрмлера, он ставил выше картин «классиков» - Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко. Считал, что лучшая режиссура - та, которой невидно, которая растворилась в актёрах, в созданных ими живых образах. Не признавал Пырьев вычурных ракурсов и режиссёрских ходов, сделанных ради того, чтобы продемонстрировать своё гениальное «я».
Пырьев всю жизнь пытался делать простое человечное светлое кино. Неудивительно, что с таким посылом он находил отклик у зрителей.
Но то, что комедии нужны советскому зрителю, надо было ещё доказать. Кому следует…
На киевской студии у начинающего режиссёра Ивана Пырьева произошёл примечательный разговор с одним ответственным товарищем.
- Хочу поставить комедию об украинских колхозниках.
- Не позволим, - возразил товарищ. - Колхозы - детище партии. И насмехаться над ними не позволим!
Отснятые же с грехом пополам, «выбитые» фильмы, зачастую, беспощадно резались. Так, полюбившийся зрителям фильм Пырьева «Трактористы» известен нам в сильно урезанном виде. Сам режиссёр писал, что не мог без боли смотреть эту картину. Из неё исчезли отличные актёрские сцены Бориса Андреева и Петра Алейникова, а также кадры, ещё более ярко создающие атмосферу грозовых предвоенных лет. Увы, этих кадров мы так никогда и не увидим.
В фильме впервые встречается золотая троица советского кинематографа: Николай Крючков, Борис Андреев и Пётр Алейников. У Бориса Андреева - это вообще первая роль в кино.
Пырьев любил работать с начинающими молодыми актёрами. С актёрами, которых ещё не расслабила звёздность и успешность, готовыми работать на полную катушку, доказывать свою состоятельность.
Владимир Зельдин, Клара Лучко, Владимир Дружников, Всеволод Санаев, Юрий Яковлев, Юлия Борисова… Далеко неполный список актёров, ставших народными любимцами после картин Пырьева.
Ну и, конечно же, исполнительница главной женской роли в «Трактористах» Марьяны Бажан - Марина Ладынина. Вторая жена режиссёра, его муза тех лет. С ней Пырьев сделал свои лучшие картины: «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки»… А также фильм «Свинарка и пастух», который режиссёр называл своей любимой картиной.
Идея фильма пришла в голову Пырьева, когда, прогуливаясь по Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, он купил небольшую шкатулку. «На ней яркими красками, в иконописной манере… были изображены ангелоподобный пастух, играющий на свирели, и босоногая девушка с прутиком, в сарафане, пасущая поросят…»
В этом фильме-сказке герои говорят стихами и легко переходят на пение. И что самое интересное, всё это смотрится совершенно органично! До сих пор. А ведь минуло уже более шестидесяти лет со дня создания картины!
Со всех концов необъятной, бесконечной советской земли съезжаются в Москву на сельскохозяйственную выставку люди всех национальностей. Москва предстаёт в виде города будущего, центра вселенной. Белокаменный город солнца и радости встречает гостей брызгами фонтанов своих…
Среди этой свежести и искромётности встречаются и влюбляются друг в друга русская свинарка Глафира с северных вологодских земель, что близ холодного Белого моря, и дагестанский пастух, красавец-джигит Мусаиб, спустившийся с Кавказских гор, что близ тёплого Чёрного моря…
Они расстаются, чтобы встретиться через год, там же и тогда же… И целый год, тоскуя друг по другу, они совершают богоугодные дела: Глафира занимается воскрешением мёртвых поросят; а Мусаиб, как пастырь добрый, отправляется на поиски заблудших лучших маток стада, вступает в неравную схватку с волками и сбрасывает их в бездну…
Преодолев недоразумения и пространства, влюблённые соединятся, и всё заканчивается излюбленным Пырьевским финалом - брачным пиром с неизменной песней о надвигающемся бое.
А бой действительно надвигался. Картина снималась в 41 году. Сообщение о начавшейся войне застаёт киногруппу в поезде. Фильм ещё не доснят. Пырьев, как и многие из группы, записывается добровольцем на фронт. Но дан приказ доделать фильм. В течение первых четырёх военных месяцев, во время воздушных налётов на Москву, наряду с ночными дежурствами на крышах своих домов, доснимался этот светлый солнечный фильм.
Зрители картину полюбили; профессионалы криво усмехнулись. Их приговор был суров: лубок, деревенский балаган, дешёвое зрелище. Один лишь Александр Довженко прислал Пырьеву в Алма-Ату, куда был эвакуирован «Мосфильм», телеграмму: «Вы сделали восхитительную картину. Благодарю и поздравляю. Довженко».
Пырьев болезненно воспринимал упрёки в идеализации действительности. Когда после «Кубанских казаков» приклеили ярлык «лакировщика», режиссёр восклицал: «Я никогда не отрицал и не оспаривал право других режиссёров и сценаристов показывать жизнь такой, как она есть, - это их дело… Но зачем же отнимать у нас право показывать жизнь такой, «какой по нашим понятиям и устремлениям она должна быть».
По сути, Пырьевым и другими режиссёрами в тридцатые годы был создан уникальный ни на что не похожий жанр. И он не имеет ничего общего с нуднейшими картинами соцреализма последующих лет.
Для музыкальной комедии, понятное дело, наиважнейшую роль играют песни. Если всё сделано верно, то они становятся живой и неотделимой частью фильма, частью повествования.
К «Трактористам» музыку писали Дмитрий и Даниил Покрассы. К «Свинарке и пастуху» - Тихон Хренников. Песни из фильмов сразу становились народными - их подхватывала и пела вся страна.
Иван Пырьев поставил абсолютный рекорд по числу Сталинских премий - целых шесть!
Кроме творческой жизни, Пырьев вёл активную общественную: был директором «Мосфильма», депутатом Верховного Совета, основателем Союза кинематографистов, инициировал создание Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме».
Настрой Пырьевского кинематографа не поколебала даже война. В 1944 году выходит фильм Пырьева «В шесть часов вечера после войны», в финале которого на Красной площади бьёт салют в честь победы в войне, которая в реальности ещё не закончена!
Последний этап жизни Ивана Пырьева прошёл под знаком романов Достоевского. От «Свинарки и пастуха» до «Идиота» и «Братьев Карамазовых» - неожиданный зигзаг!
Сценарий к «Идиоту» был написан Пырьевым ещё в 48 году. А фильм вышел лишь спустя десять лет! Все эти годы режиссёр искал актёра на роль князя Мышкина, пока не увидел молодого, никому не известного, забракованного Григорием Чухраем на пробах к «Сорок первому» - Юрия Яковлева…
Иван Александрович Пырьев умер, не успев доделать свою последнюю картину - «Братья Карамазовы». Фильм закончили Михаил Ульянов и Кирилл Лавров.

(По материалам программы «Шедевры старого кино», автор текста
Евгений Сулес).