|
Ульяна Лопаткина летала над сценой Мариинского театра«Шотландская симфония» Джорджа Баланчина – балет на музыку Феликса Мендельсона – один из лучших неоклассических балетных спектаклей двадцатого века и один из самых поэтичных. Хореографический рисунок знаменитого «мистера B» танцовщики современной Мариинки осваивали под руководством американского балетмейстера Бена Хьюса, в постановке которого спектакль вернулся на сцену Мариинского театра. Рассказывают «Новости культуры».На Театральной площади столпотворение. В день премьеры на лишний билетик рассчитывать не приходится, особенно когда дают Баланчина. Мариинка бьет рекорды по количеству баланчинских балетов – с «Шотландской симфонией» их уже одиннадцать. Событие получило международный резонанс. На премьеру в Петербург приехал кутюрье Джорджио Армани. Примы Мариинки стоят в очереди. Танцевать «Шотландскую симфонию» готовы восемь пар. Постановщик Бен Хьюс запретил смотреть старые видеозаписи спектакля, чтобы танцовщики помнили о собственной индивидуальности и не делали балет по штампам – пусть даже гениальным. Репетиции по тринадцать часов каждый день. Такого сумасшедшего ритма, как в Мариинке, Бен Хьюс не припомнит. Ему так и не удалось осмотреть достопримечательности Петербурга – «Шотландская симфония» отняла все время. И только этим вечером Бен забыл про репетиционную форму. «Конечно, волнуюсь, но я счастлив, что у нас все получилось. Это хорошая работа», – утверждает он. В середине восьмидесятых «Шотландская симфония» была в репертуаре Мариинского. Одна из любимых прим Баланчина Сьюзен Фарелл занималась постановкой. Еще живы старые костюмы, и они тоже в ходу. «Здесь именно воздух. Мне очень нравятся костюмы. Одеваешь костюм – и сразу попадаешь в эту эстетику. При этом мистер Баланчин дал волю танцовщице. Можно летать», – говорит прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина. Танцевать балеты Баланчина мечтает каждая балерина. Чистый танец, никакой фальсификации и подделки. Ульяна Лопаткина не исключение. В «Шотландской симфонии» было только одно «но». Главная героиня воздушная и невесомая, как Сильфида, а этот балет Лопаткина не танцует. За три недели репетиций балерина забыла все страхи и сомнения. Бен требовал полетности и невесомости. Тон танцу задавал музыкальный темп, настолько динамичный, что у танцовщиков сбивалось дыхание. Впрочем, все это уже позади. «Такое ощущение радости, как будто это была не трудная работа, а удовольствие, радость для нас тоже. Невзирая на такой темп и скорость. В общем, я немножко полетала сегодня. Хотелось бы еще раз сначала», – признается Ульяна Лопаткина. «Шотландскую симфонию» Баланчин поставил в 1952 году. Со своей труппой он приехал на Эдинбургский фестиваль и был покорен местным колоритом. Очарование волынок, мужчины в килтах, шотландские парады, живописные виды, мифические персонажи – «Шотландская симфония» родилась в рекордно короткий срок. Баланчин поставил балет на музыку Мендельсона. «Это балет не только о любви, не только о мечте, не только о возрождении романтических идей, красоты, но это и балет о Шотландии», – замечает историк балета Дмитрий Ермаков. Евгений Иванченко впервые увидел «Шотландскую симфонию», как только пришел в театр. Мечтал станцевать главную партию. Ждать пришлось пятнадцать лет. Когда начал репетировать, понял: его высокий рост мешает танцу, а легкость дается потом и кровью. «Мы так долго и упорно репетировали. Спектакль длится всего двадцать минут, а мы репетировали несколько недель. Поэтому все так внезапно закончилось, и пока еще непонятно», – замечает солист театра Евгений Иванченко. «Шотландская симфония» уходила и вновь возвращалась на театральные сцены. Мариинский не исключение. Параллельно с ним балет восстанавливают в Америке и в Европе. В этот вечер «Шотландская симфония» открыла вечер одноактных балетов. Попасть на премьеру в ближайшее время будет весьма проблематично. |