|
Адамович Алесь. Иди и смотриПрофессор Высшей школы экономики Сергей Медведев:Я не первый раз выступаю в программе «Nota Bene». Суть этой программы - рекомендовать к просмотру что-либо. Я впервые испытываю сомнение, потому что фильм «Иди и смотри» (начало 2 сентября в 23:00), снятый Элемом Климовым по сценарию Алеся Адамовича, рекомендовать сложно. Я знаю людей, которые, посмотрев его однажды, не решались смотреть его во второй раз. Фильм очень тяжелый. Но тем не менее, если вы не смотрели его, или если вы чувствуете в себе достаточно душевных сил, чтобы посмотреть его снова, я повторю этот апокалиптический императив: «Иди и смотри». Слова из Апокалипсиса, Откровение Иоанна Богослова: «Тогда он снял четвертую печать, и я услышал голос четвертого животного, говорящий: "Иди и смотри"». Фильм основан на трех столпах: реализм, гуманизм и патриотизм. Реализм очень четко виден, скажем, в сравнении с «Ивановым детством» Андрея Тарковского – другим, военным, романом воспитания. Но если Тарковский говорит типичным для него языком символов, не показывая напрямую самого насилия, то Алесь Адамович и Элем Климов показывают насилие как оно есть. Но это реализм, не переходящий в натурализм, это реализм, скорее, переходящий в абсурд. Так, абсурдна сцена, где немец бегает вокруг крестьян, которых гонят на сожжение. Абсурдна сцена, когда мальчик просыпается на мертвой корове, которую только что убили. И это реализм, переходящий в мистику. Как мистичны все сцены в тумане. Весь фильм существует в неком флёре, в неком тумане, и этот туман обладает мощной завораживающей силой. Фильм затягивает в себя, его невозможно смотреть, но хочется смотреть снова и снова. Вторая составляющая этого фильма – гуманизм, который я определю как асимметрию зла. Нынешняя культура стоит на неком ньютоновском принципе: злу всегда противостоит равная ему месть. На этом основана очень большая часть современного кино, а в этом кино есть асимметрия. То есть зло немцев абсолютно, инопланетно, зло партизан тоже присутствует, они далеко не ангелы. И Адамовичу это известно лучше, чем кому-то. Но это зло морально выше: они не могут заживо сжечь немцев, облитых бензином, они их расстреливают. Точно так же, как в одной из самых сильных сцен мирового кино: мальчик, стреляющий в портрет Гитлера, а время отматывается назад, он стреляет в портреты все более и более молодого Гитлера, останавливаясь в тот момент, когда на фотографии – родители, держащие ребенка. Мальчик не может выстрелить в ребенка. В этом огромное торжество фильма, торжество гуманизма. И гуманизм превращается в патриотизм - не гром побед, не ура-патриотизм. Это патриотизм, который я определяю как общую боль утрат. Потому что нашу нацию связывает не столько славное прошлое, сколько те утраты, которые понес наш народ. Фильм этот показывается к 80-летию со дня рождения Алеся Адамовича 3 сентября. Но что интересно, это его придуманная дата рождения: он родился не 3 сентября 1927 года, а 2 августа 1926 года. Мать подправила метрику, чтобы немцы не сочли, что ему 15 лет, и не угнали на работы в Германию. 3 сентября был показан фильм «Путешествие из Минска в Москву и обратно» об Алесе Адамовиче, об истинном патриоте (начале в 20:45). Биографическая справка об Алесе (Александре) Михайловиче Адамовиче (3.09.1927 - 26.01.1994): Писатель Алесь Адамович широкому кругу читателей более известен как прозаик: «Хатынская повесть», «Каратели», роман «Сыновья уходят в бой», «Блокадная книга» совместно с Даниилом Граниным, сборник повестей, воспоминаний, размышлений «Vixi» («Я прожил»). Он печатался как прозаик, публицист и критик в «Литературной газете», журналах «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Грани». Произведения Адамовича переведены более, чем на два десятка языков, многие из них экранизированы: «Сыновья уходят в бой» (1960), «Иди и смотри» (1985, режиссер Элем Климов). Алесь Адамович родился в деревне Конюхи Минской области в семье врачей. Его детство прошло в деревне Глуша, а отрочество пришлось на годы Великой Отечественной войны. Адамович воевал в партизанском отряде. Алесь Адамович из вступления к книги «Я из огненной деревни»: "«Я из огненной деревни...» — документальная трагедия, книга-память, живой голос людей, которые были сожжены, убиты вместе с семьями, вместе со всей дерезней и которые — живут. Послушайте же, что говорит, как помнит об этом народ. Десятки километров магнитофонных записей — рассказы более трехсот непосредственных свидетелей хатынских трагедий — составили содержание этой книги. Тысячи километров дорог — асфальтовых, проселочных, лесных — связывают их, жертвы фашистских зверств. Живут они, эти чудом уцелевшие люди, по всей Беларуси, 8 тех 147 деревнях, в которых мы отыскали их, Свидетелей Правды, объездив на протяжении 1970—1973 годов тридцать пять районов республики. Деревень, разделивших трагическую судьбу Хатыни, у нас, конечно, значительно больше. Но не везде нам удалось найти непосредственных свидетелей. А записывали мы только тех людей, что на себе испытали страшную судьбу своих односельчан. Немало приходилось видеть и таких убитых деревень, где не осталось н и одной живой души. Только старые деревья, все еще черные, обгоревшие, колодезный журавль, траза, покрывшая дороги... На страницах этой книги собрались люди, вышедшие из огня, из-под земли. И это — в самом реальном, не переносном смысле. Люди из огненных деревень собрались тут, чтобы свидетельствовать, спрашивать, судить, чтобы рассказать о том, что знать — страшно, а забыть — опасно. Свою задачу мы видели в том, чтобы сберечь, удержать, как «плазму», невыносимую температуру человеческой боли, недоумения, гнева, которые не только в словах, но и в голосе, в глазах, на лице, удержать все то, что, как воздух, окружает человека, который рассказывал нам, а теперь, со страниц книги, обращается к читателю — к вам обращается. Так пусть же и вам будут адресованы слова, услышанные нами на многострадальной Витебщине от женщины из деревни Латыгово Ганны Грибовской: «...А что у нас такое горе было, как и в Хатыни, дак никто и не знает. Хорошо, что вы приехали, потому что я ж сама... Вот и рассказывать не могу — плачу...»" Людмила Рублевская (газета «Беларусь сегодня»/ «Советская Белоруссия», 19 сентября 2003 года) пишет о писателе: «Пережито было многое: лесную Глушу также едва не постигла участь Хатыни. Поэтому ничего удивительного, что впоследствии для Алеся Адамовича основной темой сделается тема войны, тема противостояния гуманизма и геноцида, в том числе и геноцида духовного. Книга «Я из огненной деревни» когда-то стала сенсацией и фактически основала целый жанр в белорусской литературе, называемый сейчас модным термином «нон-фикшн» - «невыдуманная литература», в котором сегодня продолжает дело Алеся Адамовича Светлана Алексиевич». После войны будущий писатель учился в Лениногорском горно-металлургическом техникуме, окончил филологический факультет Белорусского университета в 1950 году и аспирантуру при нем в 1953, потом Высшие сценарные курсы в Москве в 1964. Степень доктора филологических наук получил в 1962 году, профессор, член-корреспондент Академии наук Белоруссии с 1980 года. Работал в Институте литературы им. Я. Купалы АН БССР (1954-62), преподавал в МГУ (1962-66; был отстранен от преподавания за отказ подписать письмо с осуждением Андрея Синявского и Юлия Даниэля), снова работал в Институте литературы АН БССР (с 1967). С 1987 года и до смерти в 1994 году Алесь Адамович был директором Всесоюзного НИИ кинематографии в Москве. Награжден орденами: Трудового Красного Знамени (1987), «Знак Почета», Отечественной войны 2-й степени; медалью «Партизану Отечественной войны». Вторая премия Министерства обороны СССР (1974), Государственная премия Белоруссии (1976), премия журнала «Дружба народов» (1972); награжден золотой медалью им. А.А.Фадеева, «За честь и мужество таланта» (1997; посмертно). Похоронен в Беларуси, в поселке Глуша Могилевской области. При подготовке справки использованы материалы "Русского журнала". |