|
Образцова Елена и Игорь Бутман на "Худсовете"По материалам программы от 24 декабря 2004 года.Она – примадонна, оперная певица, которой нет равных. Он – «самый великий джазовый саксофонист из ныне живущих», по определению Билла Клинтона. А вместе они – экспериментаторы и гипнотизеры. И совсем скоро на сцене Международного дома музыки мощный, хрипловатый голос бутмановского саксофона сольется со страстным контральто Елены Образцовой. Прозвучат сочинения Гершвина, Фишера, Эллингтона… Игорь Бутман говорит: «Джаз – это музыкальная копия жизни, в нем ты добьешься успеха, если у тебя есть напор и склонность к импровизации». Елена Образцова отвечает ему: «В жизни возможно все!» - Елена Васильевна, я думаю, что пару десятилетий назад такой альянс представить себе было в принципе невозможно, потому что джазовые музыканты существовали сами по себе, оперные - в своем мире. Как Вы думаете, почему начало нового века дарит нам такую эклектику? В чем причина? - Ну насчет XXI века я не знаю, но то, что я три года тому назад влюбилась в джаз, могу сказать Вам точно. Я купила диски с записями и купила их по интеллекту в лице, потому что я смотрела на фотографии, я покупала интеллектуальные лица. Я не ошиблась – я купила самые лучшие диски джазовых певиц. И самое смешное было, что я встретилась с Игорем Бутманом в Нью-Йорке. Я пришла послушать джаз, но никак не ожидала, что попаду на Бутмана. Он меня не разочаровал. В этот вечер я была счастлива, и мы там договорились, что где-нибудь мы сольемся в музыкальном экстазе. - И там возникла эта идея? Игорь Михайлович, проект родился в Нью-Йорке? Тот, что нам предстоит увидеть? - Да. - Как он развивался дальше? - Мы поговорили с Еленой Васильевной в Нью-Йорке, обсудили, и она мне сказала, что очень любит Джона Колтрейна, которого она тоже выбрала по интеллектуальному виду на его пластинках. Кстати, стоит задуматься об обложках и сделать более интеллектуальное лицо. Мало ли, может быть, кто-нибудь будет так же выбирать. Мы просто поговорили о том, что Елена Васильевна хотела бы сделать такую джазовую программу. Потом мы уже встретились в Москве, Елена Васильевна показала композиции, которые она хотела бы сделать, ее любимые джазовые мелодии, исполняемые великими Билли Холидей, Ниной Симон, сделали какие-то аранжировки, предложили свое какое-то видение. - Елена Васильевна, а когда Вы начали петь джаз, Вы открыли в себе какие-то новые возможности, о которых Вы и не подозревали - вокальные или актерские, может быть? - Актерские - не знаю. Насчет вокальных – абсолютно точно, потому что у меня и так были такие грудные ноты, за которые меня когда-то, при советской власти ругали, говорили, что это неклассическое исполнение, что нужно немножко так прибрать себя, собрать. Но тогда я была бы как все остальные. А я никогда не изменяла тому, что мне дал Господь и плюс ко всему, когда мы встретились с Игорем в джазовой музыке, то джазовая музыка заставила меня еще глубже открыть нижние ноты, и я очень многому научилась в джазе. Наконец, я научилась считать до четырех. Игорь Бутман: - Приходится постоянно считать. Елена Образцова: - Я не знала, что надо так считать. - То есть это главное, что Вы делаете во время репетиций? Елена Образцова: - Я только считаю и ногами, и руками, и головой. - Были какие-то трудности в достижении консенсуса в том, как надо играть, как надо петь? Какие-то такие вещи, которые происходят на стыке двух совершенно разных музыкантов? Елена Образцова: - Нет, этого не было никогда. Я не ощущала никакой трудности с Игорем. При первой же встрече мы слились… Игорь Бутман: - О чем мы говорили до этого – в экстазе, в музыкальном. Елена Образцова: - Да! - Как на взгляд Елены Образцовой и Игоря Бутмана выглядит альянс Елены Образцовой и Игоря Бутмана? Если попробовать посмотреть на себя со стороны? Елена Образцова: - Это безумие, по-моему, какое-то, правда? Игорь Бутман: - Нет, сейчас такая тенденция, когда соединяется, казалось бы, несоединимое: джаз-музыканты с рок-музыкантами, оперные певцы с рок-музыкантами, джазовыми музыкантами. И, с другой стороны, на каком-то этапе ты начинаешь понимать, что это великая музыка, и что интересно работать с такими интересными мастерами, брать у них то, что мы иногда, допустим, я в свое время, отрицал. Мы немножко варимся в своем, иногда просто не обращаем внимания или не хотим. А здесь, благодаря таким встречам обращаешь внимание, на что никогда не подумаешь. И этот концерт, который был в Петербурге, даже Елена Васильевна сказала, что мы по-другому играли. Беседу вела Полина Ермолаева |