|
«Художник в зеркале сцены» – выставка в Пушкинском музееМузей изобразительных искусств имени Пушкина продолжает знакомить публику с личными коллекциями. На этот раз в его залах выставлены театральные эскизы, плакаты, костюмы из собрания Валентина Соляникова. Экспозиция посвящена яркой истории русской сценографии – от объединения «Мир искусства» до сороковых годов двадцатого века. Об открытии выставки «Художник в зеркале сцены» рассказывают «Новости культуры».Как стать коллекционером – вопрос риторический. Все начинается с мелочей. Семь лет тому назад Валентин Соляников – искусствовед и дизайнер – стал собирать открытки, театральные программки, фотографии, вещи, связанные с историей русского театра. Ведь каждый предмет может многое рассказать о своем создателе, особенно если у коллекционера богатое воображение. В его руках вещи начинают оживать. «За театральной фотографией, которую держал у себя в руках, за фотографией исполнителя какой-то постановки я видел эту постановку», – говорит Валентин Соляников. Волшебный мир театра захватывал Соляникова все больше. Он уже не ограничивался произведениями, созданными в начале века. Постепенно его коллекция стала пополняться авангардными произведениями 1920-х годов. В то время многие известные живописцы пришли в театр, чтобы заработать себе на жизнь, но им удалось гораздо больше. Они произвели настоящую революцию в отечественной сценографии и открыли для театра новый пластический язык – кубофутуризм и конструктивизм. «Мы представили новые аспекты творчества известных художников – таких как Татлин, Удальцова, Сергей Судейкин, Александр Бенуа, Добужинский», – замечает коллекционер. На выставке представлены уникальные экспонаты. Среди них – посмертная маска Анны Павловой и эскизы костюмов Григория Козинцева, портрет Ивана Дмитревского (одного из основателей русского профессионального театра) и эскизы Федора Федоровского. Немалых усилий стоило коллекционеру вернуть в Россию портрет Станиславского, написанный Добужинским в 1929 году. «Когда Станиславский и Добужинский встретились в Баденвейлере во время годовщины смерти Чехова после долгой разлуки. Добужинский оставил очень трогательные воспоминания об этой встрече и в память об этой встрече сделал вот этот портрет», – рассказывает куратор выставки Ирина Дуксина. Последними приобретениями Валентина Соляникова стали фотографии участников любительского спектакля «Венецианские безумцы», сыгранного всего один раз в Доме Носовых в Москве. «Эти фотографии представляют лучших московских красавиц – Генриэтту Гиршман, Носову, Высоцкую – на фоне декораций Судейкина. Этих фотографий никто никогда не видел. Они показывают, как был оформлен этот домашний спектакль», – замечает Ирина Дуксина. Особое место в коллекции занимают эскизы декораций и костюмов художников объединения «Мир искусства. Кроме того, демонстрируются три костюма, которые были созданы специально к Дягилевским балетам. Их подлинность подтверждают штампы с надписью на немецком языке, поставленные на подкладке. На антикварном рынке довольно редко можно встретить работы такого уровня, и каждая находка – большая удача для коллекционера. |