|
Владимир Спиваков о системе судейства на КонкурсеВ эти минуты в Московском Доме музыки в борьбу за звание лауреата Тринадцатого Конкурса Чайковского вступают скрипачи. Прямую трансляцию их выступлений можно смотреть на нашем сайте. Скрипачам повезло, ведь председатель жюри Владимир Спиваков сам участвовал в музыкальном состязании 1970 года. Перед началом конкурса маэстро поделился своими идеями. Рассказывают «Новости культуры».«Мы постараемся вас не разочаровать, но хотели бы, чтобы и вы нас не разочаровывали. Спокойствия вам». Такие добрые пожелания молодым исполнителям высказал от имени жюри маэстро. В 1970-м, когда он сам был участником конкурса, такого от судей услышать было невозможно. Времена были другие. «Мы отвечали за страну. Мы вынуждены были приходить в Министерство культуры, и нас настраивали: вот, государство на вас столько денег потратило, и вы должны обязательно получить первую, вторую или, в крайнем случае, третью премию. И, конечно, когда взрослые люди так говорили нам, студентам, это прибавляло нагрузки психологической», – вспоминает Владимир Спиваков. Когда первая премия досталась не ему, а Гидону Кремеру, маэстро не расстроился. Ведь годом раньше в Монреале все было наоборот: он был первым, а Кремер – вторым. Тогда подсчет голосов жюри еще велся по балльной системе. Работая в жюри прошлого, Двенадцатого Конкурса, маэстро был недоволен этой системой, ведь музыка не математика. «В результате, принята моя система: "да" и "нет". Это оказалось проще и надежней, в каком-то смысле, и просто какие-то математические баллы, которые нужно было высчитывать. Иногда с ошибками это происходило. Цифры хороши, но они по-разному обозначаются в искусстве. Так же, как пять минут на сцене, и пять минут в жизни – это совершенно разное время», – замечает Владимир Спиваков. Судейская работа сложна и физически, и психологически. На прошлом конкурсе маэстро приходилось бороться с подводными течениями и конфликтами внутри команды жюри. На этот раз он сам тщательно подбирал эту команду. Судьи должны быть справедливыми. Это качество для маэстро оказалось решающим. Кроме того, они должны уметь воспринимать что-то новое и неожиданное. «На прошлом конкурсе играла девочка из Петербурга, Фролова, она сейчас тоже участвует в этом конкурсе, тогда ей было шестнадцать лет. Она ярко себя показала, но не прошла в финал. По личной инициативе я собрал деньги со всех членов жюри и предложил сделать премию от жюри – "Надежда"», – рассказывает Спиваков. У Владимира Спивакова есть мечта: чтобы независимые молодые исполнители принимали участие в работе жюри. Такую практику он подсмотрел на конкурсе в Наварре. Молодые менее испорчены, считает маэстро. Может, эта идея и будет услышана. Например, к следующему Конкурсу. |