|
Докшицер Тимофей. Поэт трубы13 декабря 2006 года исполнилось 85 лет со дня рождения Тимофея Александровича Докшицера – трубача-виртуоза и замечательного педагога. «Поэтом трубы» назвал его Арам Хачатурян после премьеры в Большом театре балета «Спартак». "Слушая игру Докшицера, невольно забываешь собственно о трубе: «инструментальные трудности, "сопротивление материала" сведены к нулю феноменальным владением инструментом, значительноcтью и яркостью исполнительского облика артиста», - так отзывались об игре Тимофея Докшицера его коллеги.11 декабря творчеству музыканта был посвящен один из сюжетов программы «БлокНОТ», показ которой начался в 18:30. Дирижер Большого театра Марк Эрмлер вспоминал: «Мне приходилось выступать с Докшицером на концертной эстраде и в течение многих лет работать с ним бок о бок в Большом театре. И каждый раз я испытываю чувство глубокого удовлетворения от общения с выдающимся мастером, тонким музыкантом и обаятельным человеком. Что характерно для творческого облика Докшицера, для его исполнительского стиля? Наверное, ответить на такой вопрос и легко и трудно. Легко - потому, что все выдающиеся художники обладают такими чертами, как глубокое проникновение в замысел исполняемого произведения, зрелость творческого мышления, благородство интерпретации. Трудно же потому, что все эти бесспорные формулировки конечно же, не раскрывают индивидуальности артиста». Своими воспоминаниями о Тимофее Докшицере поделился его младший брат Владимир: «Всю свою жизнь я не перестаю не только восхищаться его талантом, но и удивляться тому, откуда у него было столько благородства, интеллигентности, воспитанности, чуткости и внимательности по отношению к людям? Тимофей никогда не позволял себе учить других или делать нетактичные замечания своим коллегам, даже если эти коллеги были его учениками. Он был очень скромным человеком. Например, уже будучи безусловным лидером в группе трубачей оркестра Большого театра, он категорически настаивал, чтобы фамилия Докшицер не стояла в списке первой, перед фамилией блестящего трубача Наума Полонского. В русской исполнительской школе духовых инструментов Полонский был основоположником нового направления, объединившего в своей игре полнозвучие трубы с виртуозностью корнета. Тимофей был увлеченным человеком. Блестяще зная репертуар Большого театра, иногда, увлекаясь, он начинал играть на трубе партию скрипок, виолончелей. Был такой курьезный случай. Следующий спектакль после Тимофея (это был балет Чайковского «Спящая красавица») играл его коллега Илья Границкий. В антракте Границкого вызвал дирижер Юрий Файер (который, надо сказать, плохо видел и дирижировал наизусть) и спросил: “Почему ты не играл то-то и то-то?..”. “Я играл все, что написано в партии корнета”, - ответил Илья, - того, о чем Вы говорите, там нет.. На что Файер заявил: “У Докшицера есть, а у тебя, значит, нет?”…». Tимофей Александрович Докшицер родился 13 декабря 1921 года в Нежине Черниговской области. Его отец, Александр Тимофеевич, был музыкантом-самоучкой. Способный и одаренный человек, он играл на скрипке, валторне и ударных инструментах, делал инструментовки для духового оркестра, немного сочинял музыку. В 1939 году Тимофей Докшицер поступил в училище имени Гнесиных, став самым младшим учеником в классе М.И. Табакова. Музыкант очень рано начал концертную деятельность в качестве солиста, а в 1941 году, семнадцатилетним юношей, он стал лауреатом Всесоюзного конкурса. Великая Отечественная война прервала учебу талантливого студента: Докшицера направили в пулеметное училище, откуда вскоре отозвали в только что созданный образцовый оркестр при штабе Московского военного округа. В составе этого оркестра музыкант принимал участи и в параде 7 ноября 1941 года в Москве, и в Параде Победы. В 1947 году талантливый трубач завоевал первую премию на международном конкурсе в Праге. В эти годы Докшицер много концертировал и одновременно работал в оркестре Большого театра. В 1957 году он окончил дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу профессора Лео Гинзбурга. Многие труднейшие оркестровые партии, блестяще исполненные трубачом за эти годы (среди них «Неаполитанский танец» в «Лебедином озере», сольные партии в «Войне и мире», «Ромео и Джульетте», «Спартаке» и других спектаклях), стали своеобразным эталоном интерпретации и мастерства. Почти четверть века Докшицер, профессор Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, работал как педагог, придавая огромное значению воспитанию у студентов культуры звука. «Звук - жемчужина трубы, образно говоря, - голос трубача, важнейшее средство музыкально-выразительного исполнения, - говорил Тимофей Александрович. - Каждый трубач имеет свою характеристику звука, по которой его можно узнать и отличить. Но звук не дается от природы сам по себе, его надо сформировать и постоянно развивать». (По материалам официального сайта Тимофея Докшицера и статьи Владимира Докшицера в журнале «Оркестр» за декабрь 2006 года). |