|
Михаил Рощин. Встреча накануне юбилеяПьесы Михаила Рощина - целая эпоха в истории сценического искусства. Они поставлены в двухстах отечественных театрах и тридцати зарубежных. С ними работали - Ефремов, Эфрос, Товстоногов, Плучек. Аншлаг и бесчисленные публикации сопровождали каждую постановку, среди которых самые нашумевшие - «Валентин и Валентина», «Спешите делать добро», «Старый Новый год», «Эшелон», «Серебряный век». Завтра Михаилу Рощину исполняется - 75. Накануне юбилея в гостях у писателя побывали «Новости культуры».В пятитомном собрании сочинений Михаила Рощина прозы, публицистики и эссеистики не меньше, чем драматургии. Но прославил его именно театр. Впервые пьесу Рощина поставили в 68-м году в Ленинградском ТЮЗе. Михаил Рощин, драматург и писатель: «Я вдруг понял, что то, что я написал, и то, что происходит на сцене, одно и то же. Так хорошо ребята играли, и я им доверился. И это состояние доверия так и остается для меня в театре». Театр увлек Рощина своей социальностью: он умеет работать в команде. В девяностые вместе с Алексеем Казанцевым издавал журнал «Драматург», с ним же основал Центр драматургии и режиссуры; в семидесятые дружил и работал с Олегом Ефремовым. Он знает, что такое живой театральный процесс. Михаил Рощин, драматург и писатель: «Пьеса требует, чтобы она шла, как и деньги, пьеса должна двигаться». Движению пьес в семидесятые годы мешала цензура. Михаил Шатров, драматург и писатель: «Член партии, готовься сдать партбилет, в газете «Советская культура» прочитать ругательную статью». Цензурную плотину для драматургии Рощина пробила пьеса «Валентин и Валентина». Почти одновременно ее поставили Валерий Фокин в «Современнике» и Олег Ефремов во «МХАТе». Эта пьеса обнаружила, что в Советском Союзе есть социальное неравенство и проблемы молодежи. Евгений Киндинов, народный артист России: «Действительно, происходит наше свидание на кухне, и потом я накидываюсь на суп и ем его из кастрюли. Помилуйте, конечно, мы, понимаем, мама у него проводница, но что у них тарелок нет? Вот такого уровня были замечания». Замечания принадлежали самому Косыгину, но спектакль все - таки выжил, и популярностью пользовался невероятной. Затем Ефремов смог поставить «Старый Новый год» и снять одноименный фильм. Работяги и интеллигенты в этом фильме говорят на разных языках, но одинаково подвержены «вещизму». Прятать ответы не в правилах Рощина, и на вопрос о том, как нужно писать, у него ответ есть. Михаил Рощин, драматург и писатель: «Научиться писать можно очень просто, если писать правду». В последнее время Рощина интересует все больше правда историческая. В 2000-ом году он написал пьесу «Серебряный век» и не так давно в серии ЖЗЛ вышла его книга о Бунине. |