История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Том Стоппард: «Я люблю закольцовывать пьесы»

Британца Тома Стоппарда называют драматургом XXI века. Театральные постановки по его пьесам известны и популярны по обе стороны Атлантики. «Розенкранц и Гильдестерн мертвы», «Отражения или истинное», «Аркадия», «После Магритта», «Берег утопии» и многие другие пьесы уже стали хрестоматийными не только для театроведов, но и для лингвистов.
Лингвистическая эквилибристика, комедия в трагедии и наоборот, философия без излишней серьезности, настоящая игра - театральная или словесная - принесли Стоппарду славу, но так и не убедили его в истинности своего взгляда на мир. По Стоппарду, люди – всего лишь второстепенные персонажи в великой драме бытия. Сегодня Тому Стоппарду исполняется 70 лет. Накануне дня рождения с драматургом встретилась съемочная группа «Новостей культуры».

Том Стоппард не любит говорить о себе. «Автобиография - хуже всего оплачиваемая разновидность художественного вымысла», - заявляет он. Он может перевернуть все ваши представления о реальности и о нас самих.

Накануне своего дня рождения драматург впервые пришел в Музей Герцена на Сивцевом Вражке. Пьеса «Берег утопии» посвящена русским вольнодумцам. Том Стоппард: «Что до пьесы, думаю, неважно, будет ли она о русских мыслителях, спорящих о немецкой философии, или о женщине, прячущей любовника в шкафу, или о человеке, лежащем на шкурке банана и ковыряющем в носу. Неважно. Я люблю закольцовывать пьесы, люблю абстракции. Если отвечать сложно, я люблю Беккета».

Стоппард приобрел мировую известность после издания «Розенкранц и Гильдестерн мертвы», пьесы, типичным комментарием к которой стали слова «замечательный драматургический дебют 60-х». Он оставил карьеру журналиста и, кажется, был удивлен неожиданным успехом. Стоппард признается: «Я хотел быть журналистом только потому, что меня зачаровывала сама мысль о том, что меня могут напечатать, и неважно, что новости живут только 24 часа. В то время в Англии люди очень интересовались театром. Представьте, амбициозный молодой человек, как я, стал думать, что может писать пьесы. Я начал это делать прежде, чем понял, что такое театр на самом деле. Театр для меня – событие, которое случается с тобой, пока ты находишься там, это не то, что снять книгу с полки».

Увлечение театром пошло от увлечения книгами: в детстве Стоппард больше всего на свете любил читать. В 10 лет это были комиксы, потом Джойс. Теперь у Стоппарда на книжной полке много книг, в том числе его собственных. Том Стоппард: «Вы спросили о моем дне рождения, я определенно буду мертв, прежде чем прочту все книги, которые в моем доме есть сейчас… Мне необходимо быть одному. Иногда я думаю, что это невроз. Конечно, у меня есть друзья, у меня четверо детей и семь внуков, я не отшельник, но когда я пишу, мне необходимо быть одному. Я недавно купил маленький домик во Франции, там написал четыре пьесы, в том числе "Берег утопии". Но я не могу писать, когда кто-то под одной крышей со мной. По четвергам приходит помощница по дому, но невозможно что-либо делать, пока она не домоет все чашки и не уйдет. Говорю же – невроз».