|
Лиепа Марис. Поединок с судьбой...«Меня часто спрашивают: Какой Вы, Марис? Кто Вы на самом деле?» Между тем Марисом, которым помахивая портфельчиком шел в школу в Риге, и тем, который подъезжает сегодня к Большому театру на машине – нет никакой разницы. Они оба стоят на той же проклятой потной земле, и для них обоих пружиной действия было есть и будет вечное стремление перебороть себя», писал в дневнике Марис Лиепа.27 июня 2006 года исполнилось 70 лет со дня рождения выдающегося танцовщика. Показ документального фильма «Поединок с судьбой» (27 июля в 20:55) приурочен к этой дате. «Утром, еще не открывая глаз, не вынырнув полностью из сна, я знаю, что сегодня танцую Красса. Я знал об этом и вчера, и позавчера… Уже несколько дней я чувствую в себе эту медленно сжимающуюся пружину. Удивительное состояние: вот сейчас пружина сжата до предела, только бы удержать ее в этом состоянии предельного напряжения, чтобы через несколько часов дать ей возможность распрямиться, взорваться со всей силой, на которую она способна!», - документальный фильм «Поединок с судьбой» начинается с этой записи в дневнике артиста. Роль Красса в «Спартаке» стала главной в его творчестве. Марис Лиепа часто говорил и своим ученикам, и своим детям Андрису и Илзе, что главное для артиста балета – это характер и целеустремленность. «Сколько лет я повторяю эти упражнения? – размышляет артист. – Почти 35. Около 25 тысяч часов экзерсиса. И столько же часов привычной боли – без этого немыслима наша профессия. Вы когда-нибудь видели спортсмена, который бы счастливо улыбался во время прыжка или бега? А мы должны в совершенстве этим владеть…». Самому Марису Лиепе целеустремленности и силы воли было не занимать. Впервые приехав в Москву 1950 году на всесоюзный смотр учащихся хореографических училищ и увидев Большой театр, тринадцатилетний Марис поставил цель - станцевать на этой прославленной сцене Принца в «Лебедином озере». Путь к достижению цели был тернистым: способного ученика Рижского хореографического училища пригласили продолжить образование в Москве, но по окончании Московского хореографического училища отличника Мариса Лиепу не взяли в Большой театр, а направили в Рижский театр оперы и балета. Через два года он снова приехал в столицу, его пригласили в Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. «Я был счастлив, - запишет танцовщик в дневнике, - я приближался к моей мечте – Большому театру. В конце концов, Театр Станиславского, куда меня пригласили, находился почти на той же улице, что и Большой». На молодого танцовщика сразу обратили внимание. Виртуозная техника классического танца, пластическая выразительность «говорящего» тела, музыкальность, редкие для артиста балета актерские данные... А еще, и об этом говорят в фильме «Поединок с судьбой» многие артисты, Марис Лиепа был очень красив: высокий рост, атлетическое сложение, правильные, выразительные, «европейские» черты лица. За два сезона артист исполнил все ведущие партии в балетах музыкального театра Станиславского. Зрители стали ходить специально «на Лиепу». После удачных гастролей в Польше с труппой Большого театра, наконец, последовало долгожданное приглашение. Из дневника: «Когда я впервые вышел на сцену Большого театра в партии принца Зигфрида в «Лебедином озере», я был счастлив – мечта сбылась!» Партнершей Лиепы в «Лебедином озере» была Майя Плисецкая. Он танцевал со многими балеринами – Ольгой Лепешинской, Раисой Стручковой, Мариной Кондратьевой, Екатериной Максимовой, Наталией Бессмертновой, Ниной Семизоровой, но любимой партнершей оставалась Майя Плисецкая. «Он был гениальным партнером – рассказывает об отце Андрис Лиепа. – Наше поколение заставить полюбить держать партнершу невозможно: что-то поменялось в менталитете, и артисты балета хотят, прежде всего, танцевать сами». Зигфрид, Альберт, Базиль, Дезире, Ромео, Ферхад… В каждой роли на сцене Большого театра танцовщик проявлял новые грани актерского дарования. А потом был «Спартак». Юрий Григорович ставил балет на Лиепу-Красса. «Исполняя Спартака, - рассказывает Владимир Васильев, - я старался соответствовать моему противнику». Другой исполнитель роли Спартака, Михаил Лавровский, который тоже танцевал в этом легендарном спектакле с Лиепой, уверен: «Марис в роли Красса – это откровение, это гениально! Его сила, энергетика от него идущая, потрясали. Никакие видеозаписи этого впечатления передать, к сожалению, не могут». …В реальной жизни все было не просто. «Не одному Марису, а целому актерскому поколению однажды сказали, - рассказывает в фильме Екатерина Максимова, - что в нас больше не нуждаются, и выставили из Большого театра. Кто-то нашел себя, а кто-то нет…». Марис Лиепа пытался доказать чиновникам от искусства, что находится в хорошей физической форме и может танцевать, но решение об его увольнении обжалованию не подлежало. Он пытался найти себя вне Большого театра: снимался в кино, устраивал встречи со зрителями и творческие вечера, где не только танцевал, но и пел, пробовал рисовать, писал стихи и воспоминания… Но без балета, без Большого театра он не мог. «Продолжается хандра и дикая тишина – запишет в отчаянии артист. – Бесперспективность – это, наверно, самое страшное в жизни. Если ничего нет, и не ожидается, для чего жить? Вот и убиваю себя, чтобы не мог, не успел, чтобы все во мне омертвело. Самое страшное не умереть, а перестать жить». На поединок с судьбой оставалось все меньше и меньше сил. Авторы фильма сознательно не касаются личной жизни Мариса Лиепы. Однажды артист ответил любопытному журналисту: «Если бы все романы, которые мне приписывают, существовали в реальности, поверьте, мне некогда было бы танцевать! Артист интересен своим творчеством, а не донжуанским списком». «Танец - как сама жизнь, как время, как вечность. Он одновременно материален и ирреален. Он возрождается и умирает в одно и тоже мгновение», - философские размышления артиста, записанные в дневнике, могли бы стать послесловием к фильму, рассказывающему о его творчестве и его жизни. |