История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Ян Клята и его «политический театр»

Фестиваль NET приближается к финалу. В юбилейной афише осталось всего три спектакля ярких представителей «Нового европейского театра». Один из них – Ян Клята. В эти минуты на сцене театрально-концертного зала на Яузе молодой польский режиссер представляет спектакль «Дело Дантона». В начале 1980-х эта пьеса Станиславы Пшибышевской о французской революции вдохновила Анджея Вайду, и он снял фильм, в котором роль Дантона сыграл Жерар Депардье. Клята, которого на родине называют «возмутителем спокойствия», интерпретирует исторический материал по-своему. Рассказывают «Новости культуры».

Ян Клята – самый настоящий театральный революционер, и это ни у кого не вызывает сомнений. Консервативный режиссер так не выглядит. Одна только прическа «ирокез» чего стоит. Столь же радикально он подходит и к своим постановкам.

Надо сказать, что его театр называют чуть ли не политическим. Во всяком случае, точно с ярко выраженной социальной позицией. Режиссер с этим особо не спорит, хотя и не считает театральную сцену трибуной, с которой провозглашают лозунги. «Наивно думать, что мы можем изменить мир. Было бы здорово: приходит президент какой-нибудь страны, смотрит наш спектакль, а мы как будто глаза ему открываем на жизнь. А он говорит: "Ах, вот оно как! Теперь все по-другому делать буду!". Мы не занимаемся театром, чтобы пропагандировать свои идеи, и это не исповедь. Театр – это место, где вам дают возможность размышлять. Мы лишь сеем зерна, а что из них прорастет и когда – неизвестно», – поясняет Ян Клята.

«Дело Дантона» – пьеса, написанная Станиславой Пшибышевской в 1930-е годы. В ее основе лежит история противостояния двух идеологов французской революции – Робеспьера и Дантона. Дух революции – пышнотелая блондинка в красном – то и дело, заявляет о себе.

Ян Клята так объясняет свою позицию относительно этих исторических личностей: «Я еще слишком молод, потому мне ближе революционные идеи Робеспьера – идеалистичные с терпким привкусом террора. Но я уже не так молод и могу понять убеждения Дантона – более циничные, но и человеколюбивые одновременно». Впрочем, в спектакле Кляты оба персонажа выглядят комично. Дантон со своими единомышленниками и вовсе на суде отплясывает диско. «Нет, наш спектакль совсем не провокационный. По крайней мере, в Польше так не считают. Это столкновение двух героев и все. Вот это большая провокация», – замечает актер Веслав Чихы.

Публика следит за «Делом Дантона» прямо со сцены. Ряды кресел размещают между опилками, плотно покрывающими сценическую поверхность, и всевозможными коробками. Это сценографическое решение отправляет к недавнему прошлому. «У нас такая сценография. Это то, что видел каждый из нас. Это ларьки, знаете, где одни хотят подешевле купить, а другие – подороже продать», – рассказывает режиссер.

Кроме того, спектакль Кляты пахнет бензином. Вместо гильотины в нем практикуют бензопилы. Впечатляющее зрелище, полное иронии и острой сатиры.