|
Майя Плисецкая "на бис" отметит в Москве свой 85-летний юбилейМайя Плисецкая "на бис" отметит сегодня в Москве свой 85-летний юбилей. В честь великой балерины в столичном Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится гала-представление "Аве Майя", которое неделю назад - 6 декабря - с оглушительным успехом прошло в парижском Театре на Елисейских полях. Постановщиком этих концертов выступил известный танцовщик и хореограф Андрис Лиепа. По его словам, он был необыкновенно счастлив такой возможности, потому что всю жизнь поклоняется "этому Божеству - Майе Плисецкой". Впрочем, юбилеи можно праздновать хоть целый год, а уж кто-кто, а Плисецкая, без всякого сомнения, заслужила длинную череду торжеств. Любоваться этой артисткой - уже доставляет удовольствие. Она по-прежнему в прекрасной физической форме, обворожительна, элегантна и стройна. Кажется, что время над ней не властно, и, может быть, поэтому ей никогда не приходилось скрывать свой возраст. Путь в искусство ей был определен с детства. Ее мама была звездой немого кино. Дядя и тетя Асаф и Суламифь Мессерер - танцовщиками Большого театра. Еще одна тетя - Елизавета - играла в Театре имени Ермоловой, а дядя Азарий был выдающимся актером Художественного театра. "Я мечтала о драме, а вовсе не о балете, - неожиданно заявляет Плисецкая. - Но в 8 лет меня отдали в Московское хореографическое училище". "Сейчас бы меня даже в простую балетную школу не взяли из-за физических данных - "непродавленная коленка и подъем средненький", - критически замечает великая артистка. И тут же добавляет, что к тому же была "невероятной лентяйкой". "Я никогда не любила тренироваться, репетировать, - откровенничает Майя Михайловна. - Однако, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги". Она танцевала практически 60 лет. И почти 50 из них - на сцене Большого театра, в труппу которого была принята в 1943 году, сразу после окончания Московского хореографического училища. Плисецкая стала легендой и символом Большого театра, как и "Лебединое озеро", которое, по ее собственным подсчетам, она исполнила более 800 раз. Она танцевала все главные партии в классическом репертуаре: страстную Зарему, поэтичную Аврору, огневую и задорную Китри, романтическую Джульетту. А дальше - крутой поворот: Плисецкая танцует "Кармен-сюиту", буквально сметая на своем пути устоявшиеся каноны и традиции. Зарубежные хореографы активно поддерживают стремление русской балерины к новизне: Ролан Пети ставит для нее "Гибель розы", а Морис Бежар - "Болеро" и "Айседору". Но Плисецкая не всегда находит хореографа и тогда решается на смелый шаг: сама для себя ставит балеты, написанные мужем, композитором Родионом Щедриным. В свете рампы друг за другом выходят на подмостки "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой". Коллекция ее наград обширна. Она - народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, обладательница премий "Триумф" и "Российский Национальный Олимп", полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", а также орденов многих стран. Ее имя присвоено малой планете номер 4626. Сегодня Майю Плисецкую ждут в Московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где для легенды балетной сцены ХХ века будут танцевать звезды мирового балета ХХ1 столетия. |