|
Детство, отрочество и юность в пушкинском музее«Детство. Отрочество. Юность» - это выставка, которая открылась в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Она демонстрирует детские портреты, созданные во времена от Возрождения до наших дней, от полотен старых мастеров до цветной фотографии последнего времени. Это 160 произведений из крупнейших музеев мира, среди которых Прадо и Тейт-Модерн, Орсэ и Государственный Эрмитаж, Третьяковская и Дрезденская галереи. В залах музея расселены горделивые принцы и чумазые оборванцы, младенцы, чьи судьбы сплелись с судьбами мира и безвестная, вполне обыкновенная малышня – дети разных возрастов и сословий, разных времен и народов. Рассказывают «Новости культуры». Детей среди зрителей на открытии выставки немного. Здесь у них другая роль – главная. Они смотрят с полотен, улыбаются с фотографий. Их почти две сотни – из разных семей, разных эпох, разных стран. «Я даже не ожидала, что наши коллеги – партнеры из США, Франции, Германии, Испании, Великобритании так охотно откликнутся на наше предложение. И наши отечественные музеи – я имею в виду Эрмитаж, Третьяковку, Русский музей. Всех, видимо, эта тема греет. Всем хотелось бы через художественные произведения что-то об этой теме, о детях сказать», - говорит директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова Как именно сказать, кураторы долго не могли решить. Концепцию выставки они разрабатывали больше года. «Даже погружаясь в собственные воспоминания, мы поражаемся их разнообразию. Как раз многогранность этой темы детства, неоднозначность ее интерпретаций в искусстве и была главной проблемой в организации выставки», рассказывает куратор выставки Александра Данилова Ее математическим решением стали девять залов. Концептуальным – девять разных тем. Здесь и дети в истории, и детская тема в мифологии, и «Первые шаги». Такое непохожее детство у английского реформатора короля Карла Второго и, например, беспризорников с картины Самуила Виханского из «Русского музея». Куратор выставки Алексей Савинов отмечает, что это - «крайне необычная для советского искусства картина. Беспризорников изображали часто, но вот такие веселые ребята с бутылочкой, с консервами, с хлебом, которые играют в карты, вероятно, на деньги, курят – ну очень непривычно для советского искусства». Один из знаменитых эскизов, выполненный Гойей, известен многим, но в Москву из мадридского музея Прадо приехал впервые. «Целая серия картонов для испанского двора была задумана Гойей на тему детских игр. Это – «Мальчики, надувающие бычий пузырь», - рассказывает Александра Данилова. Боттичелли, Ренуар, Рубенс, Серов – трудно найти художника, который не обращался бы в своем творчестве к теме детства. Правда, с моделями живописцам все же нелегко приходилось: заставить ребенка сидеть и позировать – почти невыполнимая задача. Поэтому фотографам приходилось несколько легче: пара секунд, вспышка, и, мгновенье остановлено. В двух залах представлена история фотографии от века XIX до наших дней. «Конечно, взгляды отличаются. Но мы собирали по принципу «Мифология детства», и в XIX веке у нас мифологические, религиозные персонажи, и в XXI. Только миф разный», - говорит куратор выставки Ольга Аверьянова. Выставка продлится чуть больше двух месяцев. Все это время Пушкинский музей будет гордо нести статус самого «многодетного» не только в России, в мире. |