|
«Архивные находки» фестиваля «Белые столбы»Сенсационные находки – не редкость для сотрудников Госфильмофонда – крупнейшего в мире хранилища архивных записей. Каждая из них – новая страница в истории мирового кинематографа. Специальная рубрика фестиваля «Белые столбы», посвященная архивным находкам, ежегодно становится настоящим открытием для специалистов. Но в этом году подарок самому Госфильмофонду преподнес постоянный гость фестиваля, петербургский историк кино Пётр Багров. Рассказывают «Новости культуры».Пётр Багров уже не первый год привозит в «Белые столбы» уникальные кинопленки. В этот раз история была почти детективная. Девять коробок фильмов и фрагментов столетней давности были обнаружены на чердаке пустующего дома. Петр Багров, историк кино: «Это прокатные копии иностранных картин - французских и итальянских и что-то еще датское, которые были в прокате в дореволюционной России в 900-е, в 10-е годы. И вот одна там есть уникальная совершенно пленка 20-х уже годов, это картина Козинцева и Трауберга «Чертово колесо»». Петербургские коллекционеры и архивисты обнаружили более двухсот метров легендарного фильма советского авангарда. В том числе и недостающие эпизоды, которые считались утерянными. Особую ценность находке, по словам киноведов, придают фрагменты с пробами виража. Петр Багров, историк кино: «В 20-е, 10-е годы картины вирировались, то есть они раскрашивались, целый кадр окрашивался в какой-то цвет. Одна декорация в зеленый, другая в желтый, чтобы различать декорации и задавать так настроение». Вирированных советских картин сохранилось очень мало. Историкам это кажется странным: ведь в начале XX века окрашивать черно-белое кино было общепринятой практикой. Перед исследователями стоит множество вопросов: были ли эти кадры частью фильма, или они выпали при монтаже. Возможно, это вырезанные куски из копий, предназначенных для проката заграницей. Но одно ясно уже сейчас: теперь стало возможным восстановить легендарную картину в цветном варианте. Но и другие находки стали настоящей сенсацией на фестивале «Белые столбы». Петр Багров, историк кино: «Это оказалась картина 1907 года, то есть ей уже больше ста лет. Французская картина под названием «Ревность и сумасшествие». Это драма душещипательная, копии которой, здесь, в «Белых столбах», не сохранилось». «Ревность и сумасшествие» – это работа режиссера Фердинанда Зекка. Пленка с этим фильмом есть во Франции, но, скорее всего, это неполная версия. По словам киноведов, вполне возможно, что в России обнаружили недостающий фрагмент. И теперь появилась возможность этот фильм полностью восстановить. |