|
Проверка на дорогахХудожественный фильм (Ленфильм, 1985).Режиссер Алексей Герман. По мотивам военной прозы Юрия Германа (документальная повесть «Операция "С Новым Годом!"»). Сценарий Эдуард Володарский. Оператор Яков Склянский. Звучит музыка Исаака Шварца и Густава Малера. В ролях: Ролан Быков, Виктор Павлов, Анатолий Солоницын, Федор Одиноков, Владимир Заманский, Майя Булгакова, Игорь Класс, Олег Борисов, Юрий Дубровин, Николай Бурляев, Геннадий Дюдяев. Фильм, первоначально называвшийся «Операция "С Новым годом"», имел трудную судьбу: сразу после окончания съемок в 1971 году он был положен "на полку" и вышел в кинопрокат только в 1985. Призы: Государственная премия СССР (1988); Премия критики МКФ в Роттердаме-87 (режиссеру А. Герману за фильмы: "Проверка на дорогах", "Двадцать дней без войны", "Мой друг Иван Лапшин"); Участие на МКФ в Сиднее-89. В эфире: 20 июля 2008 года. О фильме: «Куда девать записки председателю комитета с приговором кинокартине А. Германа « Проверка на дорогах» (первое название «Операция «Новый год»)? В истории выписки «похоронки» этому фильму много характерного. По мнению Павленка, работа Германа дегероизировала народное сопротивление врагу во время Великой Отечественной войны, главный конфликт в нем был фальшивым, а сам автор не знал реалий партизанской жизни. На самом деле режиссер Герман насмотрел тысячи метров хроникальной, в том числе трофейной пленки – все о партизанах. Конфликт был взят из жизни. И его документальную точность обеспечивали воспоминания Героя Советского Союза Владимира Никифорова – одного из главных исполнителей воссозданной в кинокартине операции. О том, что на самом деле не нравилось кинематографическому начальству и пугало партийных идеологов очень точно обозначил сам автор фильма. Не нравилось, что Локоткова играл Быков, а не какой-нибудь актер с героической внешностью. Раздражала выпивка в финале, мужики в прологе, даже то, что небо пасмурное, что идет дождь тоже раздражало. Раздражало, что нет окладистых партизанских бород, нет густого соснового леса, а какие-то жалкие палки и кустики, раздражала подлинность фактур. Был даже пущен в ход термин – «взбесившаяся фактура». Раздражала – если говорить о самом главном - сама тема пленных советских солдат, обходившаяся столько лет кинематографом, а уж то, что показали целую баржу пленных, вообще воспринималось как оскорбление и кощунство. А что стоит эта баржа рядом с тем, сколько их было на самом деле! Итак, оказывается, больше всего не устраивала правда. Не та глянцевая «подлинная правда», которая была слеплена сталинской историографией и утверждена инстанцией. А та густая, страшная, оплаченная кровавой ценой и точная во всех мелочах правдивая жизнь. Конечно, Павленок, сам участник войны, все это не мог не знать. Но изменить что-либо в себе, в своем отношении к картине не мог. Потому что был частью системы, где «я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». В такой системе существенной была не истина, а реакция члена Политбюро Мазурова, который после просмотра фильма гневно спросил: «Интересно, есть ли партийное руководство в кинематографе?». И тогда председатель Романов с чувством законной гордости человека, пресекшего крупнейшую идеологическую диверсию, доложил, работа над фильмом признана «бесперспективной», затраты списаны на убытки киностудии «Ленфильм». Поначалу казалось, что уничтожают только фильмы. Но время показало, что людей. Не зря режиссер Ю.Герман потом говорил: «До сих пор не укладывается в голове, что всего-навсего из-за пучка света, идущего из проекционной будки, может быть столько истрепанных нервов, потерянного здоровья, столько некинематографических, самых наиреальнейших человеческих драм…». «Русский курьер» |