|
Римас Туминас: "Маскарад" - это правда о людях и жестоком мире"Спектакль "Маскарад" по одноименной драме Михаила Лермонтова в четверг вновь возвратится на сцену Театра имени Вахтангова. Впервые эта постановка появилась на знаменитой сцене в июне 1941 года, но не вошла в репертуар из-за начавшейся войны."Маскарад" будет представлен в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса. Режиссер уже ставил этот спектакль в Вильнюсском Малом театре, где он идет уже двенадцать лет. "Говорят, в одну и ту же воду дважды не входят, но это неправильно, – считает Туминас. – Вода течет, выносится в моря и океаны, затем испаряется, собирается в тучи и вновь проливается в ту же реку. И я вновь вхожу в эту воду с удовольствием зимой, когда она покрыта льдом. И мы должны растопить этот лед, согреть воду своей игрой, театральностью. Ведь под этим льдом – загадочный, интереснейший мир. Этот спектакль, как полет пули, попавшей прямо в сердце Лермонтова на дуэли. В полете и попадании в сердце – главное в этом спектакле". Нынешний "Маскарад", по словам режиссера, – это не повторение вильнюсского спектакля, а новая авторская версия. Он отметил, что структура спектакля не изменилась, "а вот сама история и отношение к ней изменились", так как и сам режиссер стал другим, и в спектакле заняты другие артисты, другие индивидуальности, "каждый из которых вносит что-то свое в этот спектакль". "Я не изменял структуру, она есть и останется неизменной, даже если еще через десять лет я вновь захочу поставить "Маскарад", – сказал Туминас. – Снег, двор, они останутся такими же, они не меняются. Мы все родом из детства, которое проходило в этих дворах, оттуда мы уезжали и потом возвращались, и они все такие же, только мы стали другими. Мы кем-то старательно становились – приобретали звания, должности, чины. Мы отказывались фактически от себя самих, своего детства и понимали это только в конце жизни, но было уже поздно. Наверное, этот круг жизненных вопросов меня более всего и интересует". Главного героя – Арбенина – режиссер не хотел бы оправдывать, но он не считает его злодеем, убийцей. Он полагает, что не дело театра выносить приговор, а вопрос "кто прав, кто виноват", давно перестал его интересовать в данном случае. Арбенина Туминас рассматривает как жертву. "Каждый может попасть в такую или похожую ситуацию. Нам всегда кажется, что другие могут ошибаться, но только не мы, мы всегда правы. Но наши действия подчинены судьбе, року. Они и определяют, они управляют нами. И, может быть, это рок протягивает руку с мороженым, в котором – яд. Надо бояться не прокурора, а Бога, и тогда не поднимется рука на другого. Надо верить", – сказал он, добавив, что миссия искусства и театра и заключается в том, чтобы нести эту веру. "Арбенин попытался жить по божьим законам, он хотел и стремился изменить себя, и это стоило ему многих усилий. Он призывал и просил помочь ему в этом. Но люди, как правило, не помогают тем, кого они уже однажды определили как вора, убийцу или злодея. Трудно воспринимается стремление человека измениться, и подчас своим равнодушием и безверием люди вынуждают совершать преступления. "Маскарад" – это правда о людях и о жестоком мире", – уверен режиссер. В спектакле "Маскарад" звучит знаменитый вальс Арама Хачатуряна, который был написан специально к вахтанговскому спектаклю "Маскарад" в постановке Андрея Тутышкина 1941 года и посвящен исполнительнице роли Нины – Алле Казанской. Впервые он прозвучал 21 июня 1941 года. "Более всего я рад, что вальс возвращается в дом, где был рожден, – сказал Туминас. – Он еще окончательно не пропитался атмосферой Вахтанговского театра, его сценой, кулисами, но это произойдет. Вальс был написан для этой сцены, он звучал здесь и трагически оборвался. И я счастлив, что он вернулся в дом, где ему и дальше жить". Спектакль "Маскарад" Вильнюсского Малого театра Туминас уже дважды привозил в Москву, а сейчас вахтагновцы готовятся нанести свой визит в Литву в апреле и показать свои работы – "Дядя Ваня" и "Троил и Крессида". |