История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

75 лет художнику Эрику Булатову

75 лет исполняется сегодня художнику Эрику Булатову. Юбилей «король соцарта» отмечает в Москве, хотя последние шестнадцать лет живет на две страны – Францию и Россию. Сегодня его работы находятся в самых знаменитых музеях и галереях мира. Но на Родине, по иронии судьбы, культовый художник советского андеграунда удостоился всего двух персональных выставок. Первая состоялась в конце 1960-х в Курчатовском институте и проработала всего… сорок пять минут. Вторая – открылась спустя сорок лет в Третьяковской галерее. Впрочем, сам Булатов к таким превратностям судьбы относится философски. Накануне юбилея съемочная группа «Новостей культуры» побывала в мастерской художника.

В этой московской мансарде Эрик работает с конца шестидесятых. Крышу над головой строил на пару с художником Олегом Васильевым, мольберт здесь всегда стоит в правом углу.

Эрик Булатов: «Свет у меня слева, правой рукой работаю, должен видеть что делаю».

Парижская мастерская, она же квартира, намного меньше московской. И там нет окна с таким видом.

Эрик Булатов: «Это любимое мое окно из этого окна я написал всю мою Москву».

В Москве близко Кремль, в Париже – Лувр. «Мы живем там в центре, от Лувра всего пятнадцать минут», - рассказывает Булатов.

Под рукой у художника всегда папка с рисунками: «Цветной карандаш мой материал».

Здесь пейзажи, натюрморты, портреты. Воздух на бумаге для него важнее, чем в жизни.
«Я свет рисую, как он обтекает, как расслаивается».

Последние шестнадцать лет Эрик Булатов живет на две страны – между Францией и Россией. Но Монмартр не особо изменил его.
«Конечно, я чему-то научился в галерее, в Лувре торчу, но сказать, что я принципиально изменился в сознании – нет.
В мастерской почти нет картин, но набросок последней, все-таки нашелся.

«Эскиз к этой картине – тучи растут. Хотел выразить свое время, его образ», - поясняет художник. Большинство работ Булатова - говорящие. Первую картину «со словом», вернее его изображением он написал в семьдесят первом. Строчки стихов Всеволода Некрасова для Булатова, как декларация творческого я. У художника целый цикл «со словами», даже свою персональную выставку в Третьяковке назвал лаконично и концептуально – «Вот».

Булатов: «Вот» – как торговый знак. Современное решение».

В начале шестидесятых булатовские пейзажи обвинили в формализме на выставке в Курчатовском институте, которая длилась сорок пять минут.

Следующую выставку в Москве пришлось ждать сорок лет.
Булатов: «Больше у меня выставок не было».

Теперь Эрик Булатов - всемирно известный художник. Его «Горьковский парк в Тарусе» теперь в Центре Жоржа Помпиду, а этот «Закат» в немецком музее. И на Запад художник уезжал с русским паспортом.
Черное и белое, вертикали и диагонали альфа и омега его алфавита - первая картина, которую купила французская галеристка Дина Верни. Почти Магритт. Репродукция этой работы, опубликованная в журнале, круто изменила его жизнь.

Булатов: «Дина Верни увидела репродукцию и искала меня по ней».
А первая серьезная выставка состоялась в 1988 году в Цюрихе, в Швейцарии.

Когда же Булатову запрещали выставляться, художник зарабатывал на жизнь книгами. «Больше ста книг оформил», - признается он.
Тридцать лет – как по расписанию – зимой и осенью книги. Летом и весной картины. А это – Наталья - его муза, жена и по совместительству арт-директор… «С этого портрета началась любовь. Она специалист по танцу».

Французский язык Эрик так и не выучил. Общается с миром через жену. А в мастерской слова не нужны. Он любит Флоренцию и Париж, но себя считает русским художником.

Свой день рождения юбиляр встретит с друзьями. Многих он знает больше сорока лет.