История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

«Самый великий из живущих» - Кшиштоф Пендерецкий

Завтра польскому композитору Кшиштофу Пендерецкому исполняется 75 лет. Те, кто любят и понимают его музыку, называют маэстро «самым великим из живущих». Их оппоненты сразу же напоминают о забастовках музыкантов, не желающих играть его сочинения. Сам же Пендерецкий считает, что пишет просто красиво звучащую и непременно эмоциональную музыку. Перед юбилеем с композитором и дирижером встретились «Новости культуры».

Ни дня без строчки, ни года без России. Пусть не всегда так получается, но к этому стремится пан Кшиштоф Пендерецкий. Невозмутимый возмутитель спокойствия в 60-е. Он молниеносно успел возмутить спокойствие не только в родной Польше, но и в России. В 66-м году его впервые пригласили сюда для исполнения наделавшего много шума сочинения «Плач по жертвам Хиросимы». Шум оказался из чего. Это потом уже сочинение признали ярким образцом европейского авангарда, а тогда «музыковеды в штатском» вынесли сочинение на порицание. И порицали его долго. Тем не менее, на этом дорога в Советский Союз, а затем и в Россию для Пендерецкого не закрылась. И как для композитора, и как для дирижера.

Кшиштоф Пендерецкий, композитор, дирижер (Польша): «Когда меня приглашают, мне сложно ответить «Нет». Особенно когда просят продирижировать моим же сочинением. Работа с оркестрами занимает очень много времени. Но даже в поездках я стараюсь писать музыку. Например, сегодня, в Москве, я встал в шесть утра, чтобы поработать».

Вставать в шесть утра для пана Кшиштофа – дело привычное. Так он делает и в родном Кракове, где у него огромный сад. Пендерецкий серьезно занимается дендрологией. Недавно в честь своей любимой маленькой внучки он посадил аллею дубов. Говорит, что садоводство и композиция очень похожи: и деревья, и музыка живут дольше, чем тот, кто их создал.

Пишет Кшиштоф Пендерецкий по-старому, за роялем. Не любит тратиться на короткие опусы. Мыслит масштабно, симфонично. Предпочитает начинать не с начала, а с середины. Выстраивает архитектонику сочинения, вынашивая замысел месяцами.

Когда-то оркестранты устраивали забастовки, отказываясь работать с Пендерецким. Объясняли это нежеланием ломать свои инструменты – слишком «антихудожественные приемы» использовал композитор. Сейчас пан Кшиштоф - профессор 17 ВУЗов в самых разных странах. Почетный член двух королевских музыкальных обществ. Его график расписан на годы вперед. Но он по-прежнему придерживается принципа: ни дня - без строчки, ни года - без России.

Но так бывает редко. Он знает, как говорить и – главное – как писать такую музыку, за которую Кшиштофа Пендерецкого признали «самым великим из живущих».