История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Москва увидела «Красоту по-японски»

Встреча традиции и эксперимента – так можно сказать о выставке, которая открылась в залах Российской  академии художеств в Москве. Название «Красота по-японски» говорит само за себя. В экспозиции представлены работы из собрания влиятельной токийской галереи «Сираиси». Теперь любители искусства из России могут познакомиться с творчеством двенадцати современных художников Страны восходящего солнца, которые искусно соединяют древнейшие традиции и самые актуальные направления современного восточного искусства. Рассказывают «Новости культуры».

Художник Масатака Оябу в России впервые. На родине про него говорят – «японский дух, западная техника». На западе он известен как преподаватель Токийского университета дизайна, дизайнер модных часов. Он любит возится в саду, выращивает сосны-бонсай и собирает натуральные камни, растирает их в пыль и делает из них минеральные краски. Художник уверен: только если все делаешь сам, получается по-настоящему хорошо. На его картинах – праздничный карп, тысячелетняя сосна, магический водопад – генетическая память о национальном прикладном искусстве.

«Картина – это результат, к которому нужно долго готовится. Картине предшествует весь образ жизни художника. Важно все: как ты живешь, чем дышишь, как общаешься с природой. Из этого рождаются креативные посылы. Для меня самое важное – выстроить свою жизнь. От этого зависит то, какой будет моя картина», – поясняет художник Масатака Оябу.

Такой широкий срез современного японского искусства – редкость для Москвы. Двенадцать художников, двенадцать жанров, двенадцать человеческих миров. Есть и представители национальной школы – крупные мастера, популярные, в основном, на японской арт-сцене. Есть также художники, открывшиеся веяниям Запада. На кого-то повлиял французский импрессионизм, на кого-то – русский авангард. Одни вдохновились мистическим реализмом, другие – оптическим искусством, третьи – американской традицией. И все же национальная интонация – чистая и живая – звучит в каждой работе.

«Мне кажется, у японцев и русских одинаковое отношение к красоте. У обеих стран богатые национальные традиции в искусстве, которые сегодня продолжаются на современном этапе. А еще Россия – страна, которая, граничит и с Японией, и с Европой. Она отделяет нас от Европы и соединяет одновременно. В будущем я повезу эту выставку в Германию, Францию», – замечает куратор выставки Сираиси Юкио. 

Японская живопись сегодня – это попытка соединить многовековую традицию и мировые течения современного искусства. Именно попытка, потому что врожденное пока явно побеждает приобретенное. И все-таки главная тенденция заключается, по мнению вице-президента Российской академии художеств Дмитрия Швидковского, в стремлении к универсализму, к открытости, а не к замкнутости, что было характерно для японского искусства на протяжении нескольких столетий. «Японцы хотят совершенно отчетливо ощущать себя частью всего мира», – подчеркивает Швидковский.

Красота по-японски – это не только живопись. Жена художника Масатака Оябу на открытие московской выставки надела свое лучшее антикварное кимано, волосы украсила старинным черепаховым гребнем – подарком прабабушки. Она еще раз заставила всех заметить, что красота по-японски – в каждой детали, в каждом жесте. Ее надо только увидеть.