История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

«Семь смертных грехов» – прощальное послание Пины Бауш

Сегодня на Чеховском фестивале покажут легендарный спектакль Пины Бауш «Семь смертных грехов». Постановку, которую критики назвали «самым разрушительным зрелищем, когда-либо появлявшимся на немецкой сцене», должна была представить в Москве сама Бауш. Но 30 июня «королевы современного танца» не стало. Этим титулом ее наградили еще в конце 1970-х. Определение «хореограф» Бауш откровенно не любила. «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, – говорила она, – Меня интересует, что ими движет». Спектакль, который представят сегодня в Москве артисты ее труппы, будет посвящен памяти женщины, навсегда изменившей лицо современного театра. Рассказывают «Новости культуры».

Впервые Театр танца Вуперталь приехал на гастроли без Пины Бауш. Ее уход был таким стремительным и неожиданным, что артисты до сих пор не могут прийти в себя. Труппа решила интервью не давать, но отыграть спектакли так, как если бы Пина была вместе с ними в Москве.

«Они с самого начала сказали: "Нет! Спектакль не отменяется. Она желала бы, чтобы мы показали спектакль"», – говорит руководитель отдела культурных программ Института Гете Вольф Иро.

В 1976 году постановка «Семь смертных грехов» стала взрывом, возмущением, восторгом. Так откровенно, жестко и без ужимок о проблемах современной женщины мало кто говорил. Пожалуй, только Бежар, но это был мужской взгляд. Пина Бауш вывернула наизнанку женскую сущность и показала то, о чем в обществе было не принято говорить.

Она говорила о беззащитности женщины в мире, где все продается и покупается, где всегда есть спрос на женское тело, но мало кого волнует душа, об унижении и разрушении.

«То, что мы видим на сцене, не воспевается. Это по-брехтовски осуждается, клеймится. Это всегда очень ироничный и жесткий взгляд со стороны на то, что художнику не нравится», – замечает театральный критик Марина Давыдова.

«Семь смертных грехов» Бауш поставила спустя год после «Весны священной», вызвавшей настоящий шок. Тогда ее танец – жесткий, откровенный, минималистичный – обрушился на благополучную Европу, как девятый вал, сметая все на своем пути.

«Пина Бауш встроилась в этот ряд вместе с Нижинским, вместе с Бежаром. Она сделала гиперреалистическую "Весну", она была актуальна, она на тот момент была в "топе", чувствовала пульс времени», – считает балетный критик Павел Гершензон.

«Семь смертных грехов» – это был новый вызов, подобный дуэльной перчатке, брошенной в лицо сытому европейскому обществу.

«Эта женщина выходила за рамки истории балета. Эта женщина связана с историей Германии, прежде всего», – говорит театровед Вадим Гаевский.

Роман Виктюк смотрел «Семь смертных грехов» в Дюссельдорфе еще в восьмидесятых. Он не пропускал спектакли Пины Бауш и в Москве. «Сколько раз бы она ни приезжала, я был первый, кто входил в зрительный зал. А утром был в ее репетиционном зале, когда они у станка занимались "прозрачностью тела"», – рассказывает режиссер.

В своих спектаклях Бауш никогда не изменяла себе. Ее актеры универсальны. Песни в «Смертных грехах» присутствуют наравне с танцем. В ее постановках есть и диалоги. Обычно артисты учат несколько фраз на языке той страны, где выступают. Все это венчает танец, а в этом Бауш не было равных.

«Пина, которую сейчас волновала эта тема, и через какое-то время она уходит... Я смотрю на это как на завещание, послание. Не просто семидесятых годов – меня даже не это волнует, а сегодняшний день», – заверяет балетный критик Варвара Вязовкина.

Увидев спектакли Бауш хотя бы раз, публика снова и снова приходила на ее постановки. Одни искали потрясения, другие – скандала, третьи ждали яркого, умного зрелища, откровений, которые не забываются.

«Это такой юмор. При всей патетике это такая свобода, и самое главное – это содержание», – замечает писатель Эдвард Радзинский.

«Семь смертных грехов» в последние годы не шли в репертуаре Вупертальского театра. Пина Бауш специально восстановила спектакль, чтобы представить его в Москве. Об этой классической постановке в России многие слышали, но мало кто видел. И, конечно, все с нетерпением жали приезда самой Пины, чтобы о многом ее расспросить. Теперь все ответы можно найти только в ее спектаклях.