|
«Семь смертных грехов» – прощальное послание Пины БаушСегодня на Чеховском фестивале покажут легендарный спектакль Пины Бауш «Семь смертных грехов». Постановку, которую критики назвали «самым разрушительным зрелищем, когда-либо появлявшимся на немецкой сцене», должна была представить в Москве сама Бауш. Но 30 июня «королевы современного танца» не стало. Этим титулом ее наградили еще в конце 1970-х. Определение «хореограф» Бауш откровенно не любила. «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, – говорила она, – Меня интересует, что ими движет». Спектакль, который представят сегодня в Москве артисты ее труппы, будет посвящен памяти женщины, навсегда изменившей лицо современного театра. Рассказывают «Новости культуры».Впервые Театр танца Вуперталь приехал на гастроли без Пины Бауш. Ее уход был таким стремительным и неожиданным, что артисты до сих пор не могут прийти в себя. Труппа решила интервью не давать, но отыграть спектакли так, как если бы Пина была вместе с ними в Москве. «Они с самого начала сказали: "Нет! Спектакль не отменяется. Она желала бы, чтобы мы показали спектакль"», – говорит руководитель отдела культурных программ Института Гете Вольф Иро. В 1976 году постановка «Семь смертных грехов» стала взрывом, возмущением, восторгом. Так откровенно, жестко и без ужимок о проблемах современной женщины мало кто говорил. Пожалуй, только Бежар, но это был мужской взгляд. Пина Бауш вывернула наизнанку женскую сущность и показала то, о чем в обществе было не принято говорить. Она говорила о беззащитности женщины в мире, где все продается и покупается, где всегда есть спрос на женское тело, но мало кого волнует душа, об унижении и разрушении. «То, что мы видим на сцене, не воспевается. Это по-брехтовски осуждается, клеймится. Это всегда очень ироничный и жесткий взгляд со стороны на то, что художнику не нравится», – замечает театральный критик Марина Давыдова. «Семь смертных грехов» Бауш поставила спустя год после «Весны священной», вызвавшей настоящий шок. Тогда ее танец – жесткий, откровенный, минималистичный – обрушился на благополучную Европу, как девятый вал, сметая все на своем пути. «Пина Бауш встроилась в этот ряд вместе с Нижинским, вместе с Бежаром. Она сделала гиперреалистическую "Весну", она была актуальна, она на тот момент была в "топе", чувствовала пульс времени», – считает балетный критик Павел Гершензон. «Семь смертных грехов» – это был новый вызов, подобный дуэльной перчатке, брошенной в лицо сытому европейскому обществу. «Эта женщина выходила за рамки истории балета. Эта женщина связана с историей Германии, прежде всего», – говорит театровед Вадим Гаевский. Роман Виктюк смотрел «Семь смертных грехов» в Дюссельдорфе еще в восьмидесятых. Он не пропускал спектакли Пины Бауш и в Москве. «Сколько раз бы она ни приезжала, я был первый, кто входил в зрительный зал. А утром был в ее репетиционном зале, когда они у станка занимались "прозрачностью тела"», – рассказывает режиссер. В своих спектаклях Бауш никогда не изменяла себе. Ее актеры универсальны. Песни в «Смертных грехах» присутствуют наравне с танцем. В ее постановках есть и диалоги. Обычно артисты учат несколько фраз на языке той страны, где выступают. Все это венчает танец, а в этом Бауш не было равных. «Пина, которую сейчас волновала эта тема, и через какое-то время она уходит... Я смотрю на это как на завещание, послание. Не просто семидесятых годов – меня даже не это волнует, а сегодняшний день», – заверяет балетный критик Варвара Вязовкина. Увидев спектакли Бауш хотя бы раз, публика снова и снова приходила на ее постановки. Одни искали потрясения, другие – скандала, третьи ждали яркого, умного зрелища, откровений, которые не забываются. «Это такой юмор. При всей патетике это такая свобода, и самое главное – это содержание», – замечает писатель Эдвард Радзинский. «Семь смертных грехов» в последние годы не шли в репертуаре Вупертальского театра. Пина Бауш специально восстановила спектакль, чтобы представить его в Москве. Об этой классической постановке в России многие слышали, но мало кто видел. И, конечно, все с нетерпением жали приезда самой Пины, чтобы о многом ее расспросить. Теперь все ответы можно найти только в ее спектаклях. |