История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

"Кларисса": Игорь Шайтанов Игорь о фильме

Игорь Шайтанов, литературный секретарь премии "Букер - Открытая Россия":

Когда героиня пушкинской поэмы «Граф Нулин» садится читать «роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный…», это совсем необязательно должен был быть роман Сэмюэля Ричардсона. Хотя как знать? Роман «Кларисса Гарлоу, история молодой леди» Пушкин читал во французском переводе всего лишь за год до поэмы – в Михайловском. Впечатление было самым негативным – от героини: «…мочи нет какая скучная дура!» - жаловался он в письме к брату Льву. А еще спустя три года сделал Ричардсона писателем, любимым в молодости матерью Татьяны Лариной и ее московских кузин. А еще чопорная англичанка-гувернатка в «Барышне-крестьянке» читает «Памелу», первый роман Ричардсона.
Так проходит литературная слава! А ведь когда-то романами Ричардсона зачитывалась вся Европа. Его ценили лучшие умы, включая Дени Дидро. Правда, и смеялись над ним, пародировали его героев, чья нравственность должна была непременно укладываться в существующие моральные нормы.
Но время Ричардсона, казалось бы, безвозвратно ушедшее в пушкинскую эпоху, вдруг снова вернулось в XX веке. Его сочли первооткрывателем внутреннего мира человека. Когда другие романисты интересовались более всего тем, что делали их герои, Ричардсон показал – как они чувствуют. Его объявили едва ли не ранним предтечей модернистского романа – Пруста и Джойса.
Теперь же он выступает как предтеча современных сериалов. И имеет на это полное право. «Кларисса» первоначально – в 1748 году – увидела свет в семи томах и покорила читателя.
Вот такая судьба, добавляющая материал к нашим сегодняшним спорам о том, совместима ли популярность произведения у современников с его славой в веках.

С 1 по 4 марта 2005 днем и вечером телесериал "Кларисса".