История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Первые фильмы на фестивале «Белые столбы»

В подмосковных Белых столбах в эти дни собрались настояшие киногурманы. Двенадцатый по счету кинофестиваль архивного кино посвящен столетию российского кинематографа, и Госфильмофонд решил представить гостям форума настоящие раритеты. Прежде всего, это чудом сохранившихся первые отечественые киноленты. О том, с чего начиналось наше кино, и какое будущее пророчат ему кинокритики, рассказывают «Новости культуры».

Когда в 1908 году на экраны вышел первый игровой фильм Александра Дранкова «Понизовая вольница», его почти не заметили, и ни одна из крупных газет о нем даже не упомянула. Фильмы не признавали произведениями искусства. Их считали балаганным зрелищем. Срок проката «фильмы» был недолог – две-три недели. Дальше кино уничтожалось как коммерчески невыгодное. В результате восемьдесят процентов немых кинолент мирового синематографа просто исчезло. Ту небольшую часть из коллекции Госфильмофонда, которую сегодня видит зритель, удалось спасти благодаря усилиям его сотрудников в довоенное и послевоенное время.

В 1908 году Дранков шел на смелые эксперименты, стараясь просветить балаганную публику. «Ипполитов-Иванов составил партитуру, разучил ее с симфоническим оркестром, а Синодальный хор пропел эту песню. Можно представить эстетический шок от этого киносеанса октября 1908 года, когда до звукового кино было еще более двадцати лет, а экран уже зазвучал в 1908 году», – рассказывает начальник отдела научной обработки и международных связей Госфильмофонда Валерий Босенко.

Петербург и Москва, Дранков и Ханжонков. Конкуренция между российскими производителями фильмов все возрастала, и это сообщало мощный толчок развитию отечественной киноиндустрии. В начале прошлого века наш синематограф ничем не уступал европейскому. «В 1905 году был снят первый игровой фильм. Были уже сняты первые французские фильмы. Мы немного припоздали – в 1908 году, но фильмы уже показывали в России. Были представительства фирм "Пате" и "Гомон", документальные фильмы шли, и зарубежные шли», – продолжает Валерий Босенко.

В этом году Красногорский архив предоставил для показа на фестивале «Белые столбы» несколько уникальных документальных лент с 1908 по 1918 годы: «Трехсотлетие царствующего дома Романовых», «Приют-корабль имени царевича Алексея», «Открытие моста через Волгу в центре Ржева». Известно, что хроника появилась гораздо раньше игрового кино, и эти ленты были далеко не первыми. «Я придерживаюсь того мнения, что начало нашего фильма надо отсчитывать с момента съемок Николая Второго, которые были в конце XIX века. Или, на худой конец, от первого публичного киносеанса, который был в 1896 году. Что касается первого игрового фильма, это важная дата, потому что кино сегодня представлено потоком игровых фильмов», – замечает доктор искусствоведения, профессор ВГИКа Кирилл Разлогов.

Поток отечественных игровых фильмов сегодня огромен. В прошлом году в Госфильмофонд их поступило более трех с половиной сотен. В нынешнем году их число может удвоится. Однако прогнозы на будущее развитие российской киноиндустрии у критиков самые разные. «Мы вошли во второе столетие очень неплохо. Преодолели кризис, стали делать больше фильмов, укрепили связь между кино и телевидением», – добавляет Кирилл Разлогов. «К сожалению, новое поколение – я не хочу никого обижать – очень плохо знает мировое кино. Хотя на Западе молодое поколение замечательно знает мировое кино. Поколение Тарантино замечательно знает американское кино, и не только американское. А наши знают его гораздо хуже», – утверждает заместитель генерального директора Госфильмофонда Владимир Дмитриев. Однако критики в один голос говорят, что мы только входим в мировой кинопроцесс. Хотя в прошлом столетии мы шли с ним в ногу.