|
Театр Дягилева снаружи и изнутриТринадцать музеев, в числе которых Лондонский музей Виктории и Альберта, Новый национальный музей Монако, Русский музей, совместными усилиями создали реальное, практически осязаемое видение из прошлого. Выставка «Видение танца» посвящена столетию «Русских балетов» Дягилева в Париже. Ее представляет Государственная Третьяковская галерея. Рассказывают «Новости культуры».Показать театр Дягилева снаружи и изнутри, побывать на сцене и за кулисами и даже оказаться в ложе – такую непростую задачу поставили перед собой устроители выставки. Им хотелось воссоздать атмосферу дягилевских балетов, их зрелищность. Всех, кто посещал его антерпризу, поражала роскошь декораций и костюмов. «Мне кажется, это удалось. Когда вы видите задник Пикассо вблизи или со второго этажа – как из Царской ложи, или с первого этажа – как будто находясь на сцене, возникает ощущение присутствия», – говорит куратор выставки Ирина Шуманова. К сожалению, декорации к балетам Дягилева не сохранились. Уцелел только занавес, сделанный по эскизу Пикассо для балета «Голубой экспресс». Впрочем сам занавес художник не расписывал. «Есть разные точки зрения, кто водил кистью по холсту. Кто-то говорит, что это был князь Александр Ширвашидзе. Тем не менее, Пикассо подписал этот холст, и это было посвящение Дягилеву», – поясняет куратор выставки Зельфира Трегулова. Балеты Дягилева – это феерия музыки, света, цвета, движения. Первые же постановки великого импресарио вывели балет на новый уровень и перевернули представления западного зрителя о русском искусстве. Дягилев увлекался экзотикой Востока. Даже избалованную парижскую публику шокировала его «Шехеразада». К сожалению, вместо занавеса Серова к этой постановке зрители увидят увеличенную в десять раз фотографию, выполненную по оригинальным эскизам. Конечно, это дает возможность лишь приблизительно представить дягилевские балеты. «Балетов этих нет, графические работы, может быть, не так привлекательны. Тот образ, который мы создали на этой выставке, заставляет всех нас абсолютно по-новому взглянуть на наше искусство и на эту фигуру», – считает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. Дягилев пригласил в свою антерпризу Гончарову и Ларионова. Еще до революции они уехали в Париж и постоянно работали с импресарио. Ларионов не ограничивался только ролью художника. «Он часто выступал как хореограф. Вместе с Баланчиным, Фокиным или Дягилевым он тоже принимал участие не только как художник, но и в определении хореографии», – рассказывает заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева. Дягилев никогда не останавливался на достигнутом. Ради эксперимента он отказался от классического балета. Теперь его окружали не художники из объединения «Мир искусства», а Дерен и Де Кирико, авангардисты Габо и Певзнер. Художники сделали декорации для спектакля «Кошки». «Все декорации были сделаны из плексиглаза. Это безумно интересно выглядит даже сегодня. С момента постановки "Кошки" прошло восемьдесят лет», – замечает Зельфира Трегулова. Дягилевские балеты в памяти современников оставили яркий, незабываемый след. Такой же оригинальной и праздничной получилась выставка «Видение танца». |