|
Мозжухин Иван: Марина Тимашева об Иване МозжухинеТеатральный критик Марина Тимашева:Герой документального фильма Галины Долматовской Иван Ильич Мозжухин положил начало одной из счастливых особенностей нашего кинематографа: у нас кино неотделимо от театра, и практически нет кинозвёзд, которые взошли бы на экране, минуя сцену. Мозжухин – до того, как начать сниматься - играл в провинциальных театрах, работал в Москве во Введенском народном доме. Народные дома – это дореволюционные предшественники клубов и дворцов культуры. Впрочем, дворцы культуры для младшего поколения – такая же архивная древность, а слово «клуб» значит уже что-то совсем другое, ночное и для богатых. Так вот, в классической книге Жоржа Садуля «Всеобщая история кино» именно Иван Мозжухин и Владимир Максимов (кстати, актёр Малого театра) открывают перечень русских кинозвёзд, которые смогли бросить вызов иностранным. За счёт чего? За счёт того, что назовут «психологическим кинематографом». И это, конечно, влияние театральной культуры. Мозжухину принесла известность роль скрипача в «Крейцеровой сонате» режиссера Петра Чардынина, это 1911 год, самое начало художественного кино, потом он снимался во многих фильмах, чаще у того же Чардынина и у Якова Протозанова. Потом была революция, гражданская война, когда Сергей Эйзенштейн пошёл в Красную армию – ну, а Мозжухин предпочёл эмигрировать. Работал главным образом во Франции. И здесь загадка его судьбы, которую фильм Галины Долматовской поможет разрешить, не зря же он перекликается названиями с первой французской работой Мозжухина, «Дитя карнавала». Русский актёр за границей не потерялся, не переквалифицировался в таксиста или ресторанную обслугу, а успешно продолжил свою творческую деятельность. Конечно, то, что кино было немым, снимало языковую проблему, но то, что эмигрант из России был принят за своего на родине кинематографа, – удивительное достижение Ивана Мозжухина. Между прочим, и на родине его поминали добрым словом, несмотря на политические и эстетические расхождения с левыми советскими коллегами начала 20-х годов, которые требовали очистить новое искусство от «извращенных истерических обывателей 1914 года», противопоставляя им Чарли Чаплина. Но потом яростные противники обнаружили именно в новых ролях Мозжухина сходство с Чаплиным, и, как пишет в «Киноведческих записках» Наталья Ильинична Нусинова, «в 1928 году на студии «УФА» в Берлине, Еней, Козинцев, Трауберг, Москвин и другие члены делегации советских кинематографистов, в тот момент еще не боявшиеся общения с эмигрантами, обступили Мозжухина плотным кольцом и стали выражать ему свое восхищение, говоря, что «вот мы в России сейчас идем путем, который он начал». Дай бог, чтобы этот путь и сегодня не прерывался. 5 июня в 18:45 смотрите фильм "Иван Мозжухин, или Дитя карнавала", режиссер Галина Долматовская. |