История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Быков Василь. Писатель, который прославил Белоруссию на весь мир

Лев Аннинский: «Василь Быков – белорусский прозаик, который сам себя переводил на русский язык и стал крупнейшим писателем, подействовавшим на состояние русской советской литературы 60-70-х годов».

Писатель-фронтовик Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в небольшой деревне в Витебской области Белоруссии.

В 1942 году – в 18 лет - он был призван в Красную армию. Военное училище, фронт - сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Василь Быков испытал все, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Летом 1944 года семья Василя Быкова получила похоронку на сына и брата. К счастью, это оказалось ошибкой, но свой диалог со смертью Василь Быков не прекращал до последнего дня своей жизни, а умер он 22 июня 2003 года… Ему суждено было уцелеть. «Судьба сберегла нам Быкова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения», – сказал о нем Чингиз Айтматов.

Война стала для него почти единственной и центральной темой творчества. Жизнью и смертью проверялись все герои Василя Быкова. Излюбленным жанром Быкова была повесть. Но его волновали не батальные сцены, а, прежде всего то, что происходит с человеком в нечеловеческих условиях. «Он видел войну с точки зрения человека, которого давит танк и который из-под танка, выкручиваясь, выползая, поражает этот танк. Вот это – война Василя Быкова. Он первый и наиболее глубоко показал специфику партизанской войны, когда человек рискует ежесекундно не только потому, что в него стреляют, но и потому, что он не знает, кто в него стреляет. Вот что такое был Быков для советской литературы, и чем он и остался в мировой литературе навсегда», – считает Лев Аннинский.

В основе каждого произведения Василя Быкова лежала еще и нравственная проблема, которую герою предстояло решить за короткое время. «Меня интересуют те ситуации, – говорил писатель, – которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления». В немецких газетах Василя Быкова называли «последним профессиональным писателем реалистического толка Европы». Известность ему принесла повесть «Третья ракета», написанная в 1962 году. Затем были «Альпийская баллада», «Обелиск», «Пойти и не вернуться», «Знак беды»… Многие из произведений писателя экранизированы и поставлены на театральной сцене. В 1973 году Быков был удостоен Государственной премии СССР.
С 1972 по 1978 год занимал должность секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР.

В середине 90-х годов на писателя началась широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений.

Из письма Василя Быкова:
"Жизнь становится все отвратительнее во всех отношениях, а у нас эта отвратительность накладывается на неотвратимо надвигающуюся старость. Кажется, из всех зол эта последняя будет самой удручающей. Не знаю, по какой из причин — личной или общественной, но куда-то все дальше уходит литература. Не только сам не пишу, но даже не хочется читать, тем более, что почти все (все!) московские журналы от нас отрезаны (нет подписки), а теперь вот отрезают и последние демократические газеты (на второе полугодие), например, нет подписки на “Известия”, которой я особенно дорожил. Минских газет хватает, но это почти все официозы, конечно, коммунистические, за исключением 2—3 малоформатных, которые имеют по 3—4 судимости и пустые счета в банках. Проблема политическая все та же: коммунистический тоталитаризм в условиях экономической катастрофы… Не знаю, когда мы встретимся (и встретимся ли), но мы всегда помним вас и, кажется, наша дружба, никогда не омраченная, уйдет вместе с нами" (Лазарь Лазарев «Правда останется». Журнал «Знамя» № 12, 2003).

Ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину.
С 1998 года Быков жил в Финляндии, потом в ФРГ, а в декабре 2002 года переехал на постоянное жительство в Чехию. Писатель тогда сказал, что он «давно мечтал поселиться в Чехии, всегда симпатизировал этой стране и ее гражданам». В переезде ему активно помогала канцелярия чешского президента и лично Вацлав Гавел.

«Василь Быков - это наша гордость. Это тот человек, по которому судят о Белоруссии во всем мире. Он достоин того, чтобы ему при жизни установили памятник», - сказал Анатолий Белый, член белорусских Союзов писателей и художников. Памятник был установлен в местечке Старые дороги за несколько дней до печального события… Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении госпиталя в Боровлянах, под Минском.

Василь Быков: "Я никогда не прибегаю к способу, так сказать, вещания: я - не предсказатель, не оракул и не экстрасенс. Трудно все сказать. Я думаю, что здесь не может предсказать никто. Никакой самый изощренный аналитик не может предсказать того, что может произойти в Беларуси. Потому что все, что происходит в Беларуси, выпало из естественного хода европейской даже истории. И тут вмешались какие-то - ну, я сказал бы - потусторонние силы, которые действуют. Но эти потусторонние силы имеют очень определенное, земное происхождение, конечно…"
"…При желании выход может увидеть каждый здравомыслящий гражданин, вовсе не профессор, не доктор политологии. Мы, опоздавшая нация, в определенных условиях можем извлечь несомненную выгоду из своего опоздания - нам не надобно "изобретать велосипед", есть возможность воспользоваться чужим изобретением. Немало европейских (и не только европейских) народов некогда пребывали в подобном положении и все-таки вышли из кризиса. Каким образом? Понять их опыт хотя и непросто, но возможно - железный занавес пал, информационная блокада хотя и с трудом, но прорывается, к нам ездят, и мы тоже все-таки ездим. Стоит внимательно посмотреть, как выбираются из исторической трясины, куда их загнал "великий Октябрь", схожие по исторической судьбе страны-соседи: Польша, Украина, прибалты. Да и Россия тоже. Ее наиболее драматический опыт может стать для белорусов важнее всего хотя бы в смысле избирательного отрицания, чтобы не наступать на "российские грабли". Но для этого надобно иметь сознательную политическую волю и, прежде всего, волю к жизни, которой мы, похоже, готовы лишиться… В таком случае какой уж там поиск выхода, когда речь повсеместно идет о входе. Входе во вчерашний день. В призрачное царство мертвых. Но может быть, еще есть время подумать?".