|
ТелецХудожественный фильм (Ленфильм, 2000).Режиссер Александр Сокуров. Сценарий Юрий Арабов. Оператор-постановщик Александр Сокуров. Оператор Анатолий Родионов. Композитор Юрий Сегле. В главных ролях: Леонид Мозговой, Мария Кузнецова. В ролях: Наталья Никуленко, Сергей Ражук, Лев Елисеев, Николай Устинов. Кинодрама об одном дне умирающего вождя, В.И. Ленина. Перед лицом болезни историческая личность оборачивается просто человеком, бессильным что–либо изменить не только в судьбе уже неподвластной ему страны, но и в судьбе своей обреченной нескладной семьи, да и в судьбе своей распадающейся личности. «…Я не знаю, ощущал ли он враждебность этого дома, так и не ставшего для него родным кровом. Я думаю, что он испытывал неосознанную зависть к тому, чего был лишен на протяжении долгих лет — к устоям, к укладу, к простым ценностям. Его глобальные цели и гигантские амбиции имели значение столь колоссальное, что ему, мне кажется, недосуг было задумываться о зыбкости, неукорененности самих основ своего существования. Всецело поглощенной борьбой за власть (не над страной даже, не над государственным устройством, а над самой Историей), он мог так жить. Но — умирать? ...Он ушел из жизни, потому что к этому моменту он ее уже всю прожил. Не потому, что болел, а потому, что жизнь кончилась…» (Александр Сокуров). "Фильм Сокурова — новая притча о пределе Власти. Реалии советского быта начала 20–х годов, легко узнаваемые приметы–маски реальных персонажей определенного этапа российской истории в этой картине не объект, но лишь фон повествования, условная среда разворачивающейся кинематографической новеллы. Больной Вождь, его Жена и Сестра, Врач, Охранники, будущий Восприемник власти — эти фигуры воспроизведены с документальной точностью и в то же время с вольной абстракцией художественного вымысла. Зеркало экрана как будто выворачивает наизнанку исторический антураж, приближает и укрупняет фрагменты частной жизни — жизни на исходе. Перед лицом болезни историческая личность оборачивается просто человеком, бессильным что–либо изменить не только в судьбе уже неподвластной ему страны, но и в судьбе своей обреченной нескладной семьи, да и в судьбе своей распадающейся личности. Последняя сфера волевых усилий героя — его собственное слабеющее тело, страдания которого он хотел бы прервать, — тоже не в его власти. Столкновение глобальных претензий требовательной, еще не погасшей воли и почти полного физического и интеллектуального бессилия дает трагикомический эффект. Драматическая перипетия выливается в пародию и, напротив, бодрая суета ритуальных действий вокруг «ответственного» больного пронизана трагическим мотивом одиночества, заброшенности человека. Режиссер выстраивает художественно–философскую модель разрушительного механизма агрессивной Воли, подавляющей жизнь в самом ее носителе. В предыдущей своей картине «Молох» Сокуров создал такую модель, используя документы «третьего Рейха» и знаковую среду гитлеровского гнезда «Кельштайнхауз». В фильме «Телец» он сделал это на отечественном историческом материале в декорациях, в интерьерах и ландшафтах «Горок Ленинских». Это второй фильм из задуманной режиссером трилогии о закате Власти. В этой работе Сокуров выступает и как оператор–постановщик, являясь единственным автором пластического, визуального ряда картины. «Телец» сделан по сценарию Юрия Арабова. В роли Вождя — Леонид Мозговой, игравший в «Молохе» Гитлера. В остальных ролях снимались петербургские артисты Мария Кузнецова, Наталья Никуленко, Лев Елисеев, Сергей Ражук и другие". (Александра Тучинская) Призы за лучший фильм, приз за лучшую мужскую и женскую роли на кинофестивале в Выборге "Окно в Европу" в 2001 году. Премия "Ника" (2001): Лучший фильм — продюсер Виктор Сергеев. Лучший режиссёр — Александр Сокуров. Лучшая мужская роль — Леонид Мозговой. Лучшая женская роль — Мария Кузнецова. Лучший оператор — Александр Сокуров. Лучший художник — Наталья Кочергина. Официальный сайт Александра Сокурова. В эфире: 12 ноября 2008 года. |